Наталья Сейбель
Упражнение и игры с элементами самомассажа для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Добиваться подвижности, гибкости, точности движений пальцев и кистей, то есть ловкости.
Формировать и развивать социально-бытовые навыки и умения, необходимые для социализации и адаптации в обществе.
Учить чувствовать, радоваться видеть всё прекрасное в окружающем мире.
Основные формы работы:
1. Индивидуальные коррекционные занятия с ребёнком.
2. Занятия с небольшими подгруппами детей, с примерно одинаковым уровнем развития мелкой моторики.
3. Работа с родителями (обучающие занятия и консультации)
Публикация «Упражнение и игры с элементами самомассажа для дошкольников» размещена в разделах
Система занятий по развитию мелкой моторики – это определённая последовательность занятий по тематическому плану с учётом нозологических ограничений с постепенным усложнением материала.
1. Вводная часть
Массаж кистей рук, каждого пальца, каждой фаланги.
Используют: Су-Джок терапию, пороговый коврик «травка», грецкие орехи, массажные мячи, валики различной величины.
Массаж кистей и пальцев рук с помощью карандаша (карандаш с граненой поверхностью, они усиливают массажный эффект)
Упражнение 1. «Самомассаж ладоней»
Движения по тексту.
Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я в руках его качу: вперёд, назад и как хочу!
Упражнение 2. «Самомассаж ладоней и пальцев»
Карандаш бежит вперёд.
А потом наоборот.
Эй, ребята не зевайте:
Карандашик не роняйте!
Поменяй-ка, друг, ладошку :
Потрудись ещё немножко.
Карандаш бежит вперёд.
А потом наоборот.
Упражнение 3. «Самомассаж (поверхностный) кончиков пальцев»
Так, ладошки разбудили.
Ну а пальчики забыли?
Ходит в гости карандаш:
Каждый пальчик будит наш!
Здесь все пальчики проснулись:
Потянулись, потянулись!
Сначала для правой руки, а потом для левой руки.
Упражнение 4. «Самомассаж внешней стороны кистей рук»
Гладит ласково ладошка :
Ручка отдохнёт немножко.
Поменять руку и повторите упражнение.
«Киса, киса», - как кота
Гладит ласково рука
«Встряхните руки»
Отдохнули и опять
Будем весело играть.
Упражнение 5. «Молоток и гвоздик» : самомассаж подушечки большого пальца.
Что если нам построить дом?
Пальчик будет молотком.
Гвоздем станет карандаш.
Он помощник верный наш.
Словно гвоздик забиваем:
Пальцем карандаш толкаем.
Повторить для левой руки.
И другой рукой скорей
Ещё пять гвоздей забей.
Упражнение 6. «Лесенка» динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Зажать карандаш вертикально: его нижний конец должен оказаться между основанием большого пальца и ладонью. Перехватить карандаш сверху другой рукой. Выполнять перехваты, меняя руки.
Мы по лесенке зайдём
В наш красивый прочный дом.
Упражнение 7. «Крючки» динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Удерживать карандаш в горизонтальном положении, зацепив указательными пальцами у концов. Попеременно открывая – закрывая пальцы- «крючки», передвигая их к середине.
Куртку на крючок повесь.
Я всех прошу раздеться здесь.
Закройте за собою дверь.
И проходите в зал скорей,
Упражнение 8. «Вытираем пыль» динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Большим и указательным пальцами правой руки удерживайте карандаш за кончик параллельно полу. Щепотью из большого, указательного и среднего пальцев левой руки выполняйте скользящие движения по карандашу, словно натирая его: вперёд – назад.
Сколько грязи! Сколько пыли!
В доме мы прибрать забыли?
Тряпку в руки мы возьмём,
Стёкла, мебель, пол протрём.
Поменяйте руки.
Ну, друзья, ещё чуть - чуть
И можно будет отдохнуть.
Ах, какая красота! (поаплодируйте)
Теперь в доме чистота. (ладони вверх и сделайте приглашающий жест)
Упражнение 9. «Флейта» динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Садитесь, дети, чай попейте.
А я сыграю вам на флейте.
Кто хочет мне помочь играть?
Прошу за мною повторять.
Упражнение 10. «Флажок» динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Удерживайте карандаш вертикально сначала 4 пальцами правой руки (большой отведён в сторону, потом большим пальцем и ладонью.
Для танцев нужен нам флажок.
Кто станцевать с флажком бы смог?
Упражнение 11. «Принеси пирог» динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Зажмите карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. Шагайте по столу, удерживая карандаш.
Ну а теперь пирог несите,
Но только, чур, не уроните.
Поменяйте руки.
Мы выпьем чаю с пирогом.
Какой гостеприимный дом!
Упражнение 12. «До - сви - да – нья!» динамическое упражнение с элементами самомассажа»
Поверните руки ладонями друг к другу. Удерживайте карандаш за концы основаниями больших пальцев. Подушечки пальцев правой руки последовательно касаются одноимё нных пальцев левой руки: указательные «ДО», средние «СВИ», безымянные «ДА», мизинцы «НЬЯ»
Повторите три раза: «До - сви - да – нья!», «До - сви - да – нья!»,
«До - сви - да – нья!»
Увы, уже пора прощаться.
Нам с вами надо расставаться.
Вы выполнили все заданья.
Давайте скажем «До - сви - да – нья!»
Опустите карандаш, Встряхните кисти, сделайте синхронный жест руками «Пока - пока».
Из материалов учителя-логопеда Натальи Афониной.
2. Основная часть.
Развитие координации движений кистей и пальцев рук. Это пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, работа со специальным дидактическим материалом (шнуровки, застёжки, кубики, графические упражнения
(штриховки, лабиринты, рисование по точкам, развивающие игры.
3. Заключительная часть.
Продуктивная деятельность (различные виды ручного труда)
Работа с бумагой и картоном
Работа с природным материалом
Работа с текстильным материалом
Ожидаемые результаты занятий:
Положительная динамика в развитии мелкой моторики рук и координации движений.
Формирование навыков самообслуживания и трудовых навыков.
Положительное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка и когнитивное развитие в целом.
Формирование стабильного положительного психологического настроя, развитие коммуникабельности.
Развитие творческих способностей.
Таким образом, в работе с детьми, имеющими ограничения по нозологическому фактору необходимо соблюдать ограничения по видам деятельности для того чтобы не навредить.
Литература:
1. Юматова Д. Б. Здоровье на кончиках пальцев// Дошкольная педагогика. – 2013.- № 2.
2. Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл тгр-путешествий: Метод. пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2017.