Наталья Крючкова
Система работы с родителями по формированию трудовых навыков у современного дошкольника
Тема выступления «Система работы с родителями по формированию трудовых навыков у современного дошкольника»
Крючкова Лилия Юрьевна,
воспитатель
МАДОУ «ДС «Непоседы»
Мое выступление посвящено, актуальной на сегодняшней день, проблеме: как научить современного ребенка трудится? Благодаря труду человек обретает такие нравственные ценности как созидание и преобразование, познает свои возможности, реализует свои интересы, формирует свое финансовое благополучие. Но трудовое воспитание ребенка постепенно уходит, как из семьи, так из образовательной деятельности детских садов. Это связано со сменой приоритетов: родители хотят видеть ребенка более обученным (т. е. готовым к школе, нежели воспитанным и трудолюбивым. Поэтому в профессиональной деятельности воспитателя на первое место выходит задача просвещения самих мам и пап в вопросах трудового воспитания, включение их, совместно с ребенком, в трудовую деятельность. Как делаем это мы у себя в детском саду, хочу с вами сегодня поделиться.
Публикация «Система работы с родителями по формированию трудовых навыков у современного дошкольника» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Напомню, что трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду,как основной жизненной потребности, а также формирования привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. При решении этих задач мы исходили из следующих требований: обеспечение условий для труда детей, правильная организация трудовой деятельности дошкольников, объединение воспитательных воздействий детского сада и семьи.
Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы используем разнообразные формы и методы. Остановлюсь на тех, которые оказались наиболее действенными. Еще до поступления ребенка в детский сад мы выясняем, какие трудовые навыки у ребенка уже выработаны, а какие еще надо формировать. С этой целью проводим цикл индивидуальных бесед, консультаций, знакомим родителей с программными требованиями и требованиями ФГОС дошкольного образования в части трудового воспитания; рассказываем о правилах, которые есть в группе (например, «Пришел в группу- приведи свой дом в порядок!», «Не забудь, убрать после себя!» и др.).На протяжении учебного года мы постоянно оказываем практическую помощь родителям в формировании трудовых навыков у их детей. Советуем, как вовлечь дошкольника в трудовую деятельность (это посильные поручения, соблюдение определенных правил, например, «Поел – убери за собой!» и др.); составляем краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания (как развить самостоятельность в ребенке, как научить одеваться и т. п.).
В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. Чтобы рассказать другим семьям о своем опыте воспитания, мы создали стенд «Лучший опыт семейного воспитания» : каждая семья имеет возможность поделиться своим секретом трудового воспитания, разместив на стенде фотоматериалы и небольшие заметки. У нас есть традиция, после выходных, мы проводим беседу «Что полезного ты сделал в выходные?».Дети с удовольствием рассказывают, о том, как и чем они занимались дома: кто помог помыть чашки после чаепития, кто вынес мусор, кто поиграл с младшей сестренкой, пока мама была занята; кто, вместе с папой, расчищал дорожку к гаражу и т. д. Все эти разговоры плодотворно влияют на развитие речи: ребенок самостоятельно строит связный рассказ, учится донести его до сверстников.
Мы расширяем и обогащаем содержание образования наших детей всеми возможными способами, например, экскурсии на пищеблок, постирочную и другие помещения детского сада, где дети могут ознакомиться с трудом взрослых. Дети видят, как готовится пища, стирается белье, ремонтируется и шьется одежда. Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует безоговорочно и способствует формированию интереса у ребенка к той или иной профессии, или трудовой деятельности.
Так как основной целью трудового воспитания в дошкольном возрасте является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, то мы организуем различные виды детского труда с учетом возраста и задач по трудовому воспитанию. В жизнь наших воспитанников прочно вошли основные формы труда : дежурства, поручения, коллективный труд. Дети через игру знакомятся с разными профессиями. В группе созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Модный приговор», «Парковка», «Супермаркет», «Семья», «Железная дорога», «Кафе», «Строитель», «Зоопарк» и др.
В их оснащении принимали участие родители : все атрибуты родители делали совместно с детьми. Кроме этого, родители помогли нам дооборудовать в группах трудовые уголки оформить «огороды на подоконниках», отремонтировать детский инвентарь для работы на участке.
Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей : периодически организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц, шитье кукольной одежды. Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: так родители проявили активность и фантазию при изготовлении атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Почта», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника». Так же родители помогают нам организовать экскурсии в Пожарную часть, Хлебозавод, Аэропорт, Экологическую станцию, и т. д. с целью расширения содержания трудового воспитания, развития необходимых трудовых умений.
Совместный труд детей и родителей практикуем и при подготовке массовых праздников, Новый год, Масленица, 8 Марта…. Так, весной мы устраиваем ярмарку на праздник «Масленица», в подготовке к которой участвуют и дети, и родители. Вместе они делают поделки, пекут домашние блины и пряники. А осенью организуем традиционную выставку поделок «Волшебный мир овощей и фруктов».
Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду и желание трудиться.
Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них.
Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; готовых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно ( наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»).
На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.