Юлия Кадукова
Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка»
г. Волжского Волгоградской области
(МДОУ д/с № 98)
Мастер класс
«Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования»
Музыкальные руководители:
Кадукова Юлия Сергеевна;
Галустян Наталья Ивановна.
Волжский 2021г.
Публикация «Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования» размещена в разделах
Тема: «Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования».
Цель: «Развитие и обогащение музыкально- интеллектуального кругозора детей, их эмоционального потенциала, способности к невербальному общению».
Задачи:
- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать.
- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами.
- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способность к сопереживанию;
- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе.
- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.
Методы: (традиционные)
Объяснительно-иллюстративный.
-беседа
-объяснение
-художественное слово
-использование фольклора
Репродуктивный
- разучивание, закрепление музыкального материала.
Исследовательский
-самостоятельная оценка и самооценка.
Метод поисковых ситуаций
- побуждение детей к творческой и практической деятельности.
Методы (нетрадиционные)
-метод активизации творческих проявлений (т. е. направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него).
-метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.
Приемы:
-пальчиковые игры
-дидактические игры
- игры с инструментами
-координационно-элементарные движения
-речевые упражнения
-пантомима
-импровизация
-поэтическое музицирование
-мнемотехника
Использование ИКТ (информ. -копьют. техн.)
-для озвучивания стихов, сказок при помощи иллюстраций
-при знакомстве с музыкальными инструментами или музыкальным репертуаром
-для самооценки (просмотр выступлений)
- для просмотра презентаций
Музыкальное оборудование
-традиционные народные деревянные инструменты.
-экспериментальные русские народные инструменты.
-бытовые деревянные предметы
-нетрадиционные шумовые инструмент
Результативность
- демонстрация на занятиях, утренниках и развлечениях своего мастерства игры в оркестре
-правильный подбор инструментов для озвучивания стихов, сказок,
а так же сказок по собственным иллюстрациям.
Ход мастер-класса
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Интерактивное приветствие с участниками. (с детскими
музыкальными инструментами).
Участники мастер-класса приглашаются в круг. Ведущий предлагает корзину с детскими музыкальными инструментами. Затем спрашивает, как этот инструмент совпадает с их характером. Участникам раздаются бейджики, они пишут на них свои имена в соответствии с названием детского инструмента. Затем садятся полукругом.
Вы любите сказки? Тогда послушайте.
Зима в лесу.
Осенью мыши с утра до ночи бегали по лесу, собирали еду на зиму. А белочки прыгали по веткам, собирая орешки. И вот с неба стали падать снежинки. Снег укрыл землю пушистым, белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок. Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы. У всех было много еды, белки грызли орешки, мыши грызли зернышки. В лесу шумел холодный, зимний ветер, но белочкам было тепло в гнездах и мышкам было тепло в своих норках.
- А теперь?
Что же сделало обычную сказку такой необычной?
Да, выразительные детские голоса, красивая музыка и забавные звукоподражания привлекло ваше внимание.
2. Проблема, побудившая к применению новой методике Т. Э. Тютюнниковой.
Я тоже заметила как любят дети музыкальные инструменты. На начало учебного 2012 учебного года, мною было отмечено слабое развитие чувства ритма, как у младших, так и у старших дошкольников. При игре на музыкальных инструментах, дети не умели их подбирать так, чтобы они соответствовали характеру музыкального произведения и импровизировать на них. Движения под музыку были не ритмичными, были слабо развиты музыкальная память и творческое воображение.
Темой развития ритмического слуха средствами фольклора, я начала с начала своей работы музыкальным руководителем. На музыкальных занятиях мало времени уделяется на музыкальное музицирование, поэтому больше уделяю внимание в кружковой работе.
Являясь инициатором кружка «Ложкари» при игре на музыкальных инструментах я обращала внимание на тембр и сравнивала звучание. На каждом музыкальном занятии, утреннике и развлечении дети демонстрировали свое мастерство игры в оркестре.
Изучение методической литературы, ознакомление с современными разработками педагогов- новаторов убедило, что наиболее эффективным для решения педагогической проблемы может стать «Элементарное музицирование» с дошкольниками Т. Э. Тютюнниковой как адаптированной технологии по системе К. Орфа. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на ДМИ. Меня она привлекла тем, что на занятиях элементарным музицированием в комплексе решаются проблемы систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Деятельность педагога строится в соответствии с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка».
Что же такое элементарное музицирование? Эта практическая деятельность, а не абстрактно - интеллектуальная. Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки.
Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.
Игровое обучение-скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают. Что их учат.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСЬ
1. Пальчиковые игры.
2. Дидактические игры.
3. Игры с инструментами. Игра: «Поиграем все мы дружно».
Инструменты- это чудодейственный предмет. Дети все очень любят играть на них. Но, подержав один инструмент в руках, ребенок захочет обменяться с соседом на другой инструмент.
Раздать каждому малышу небольшие шумовые инструменты: маракасы, погремушки, игрушки-самоделки.
На первую часть любой польки дети играют вместе, кто как хочет и может. Затем по сигналу барабана, в который ударяет
музыкальный руководитель, все кладут инструменты на стул и бегут внутри круга во время второй части музыки.
В конце второй части каждый ребенок берет другой инструмент. Игра проводится 3-4 раза. Вот, вам,пожалуйста, начало импровизации и радость от совместного музицирования.
4. Координационно- элементарные движения.
Игра: «А ну ка, поиграем». Приглашаем детей в зал, раздаем музыкальные, шумовые инструменты. Показываем им красивую румбу и предлагаем побегать врассыпную, когда она будет весело звенеть, но когда она остановится, всем надо будет присесть на корточки. Педагог тоже присаживается и равномерно ударяя в румбу читает стихи:
Румба весело играет,
Наших деток забавляет.
Мы немножко погремим
И опять все побежим.
(Затем аналогично с султанчиами, ложками и ключиками на вешалке).
5. Речевые игры. Это декламация стихов, потешек, считалок, с помощью звучащих жестов (хлопки, щелчки, шлепки).
Игра: «Ложка-матрешка». Эта речевая игра с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которых –развитие ритмического слуха, при помощи звучащих жестов. (собственного тела).
Речь. Ложка- Матрешка похлопаем немножко! Хлоп-хлоп-хлоп,
Ложка-Матрешка пощелкаем немножко! Щелк-щелк-щелк,
Ложка-Матрешка попрыгаем немножко! Прыг- прыг-прыг,
Ложка-Матрешка потанцуем мы немножко! Вот-так-вот…
6. Пантомима. Игра: «Музыканты».
Мы пришли и встали и на дудке заиграли
ду-ду-ду…
Мы пришли и встали и на скрипке заиграли
дили-дили-дили…
Мы пришли и всали на пианино заиграли
ля-ля-ля…
Мы пришли и встали и на, дети сами сочиняют.
Эта песня разыгрывается как пантомима по тексту.
7. Импровизация. Озвучивание сказки-шумелки: «Чей голос лучше? Идет озвучивание только выразительными голосами, нам всем нужно озвучить сказку музыкальными инструментами. (Эта сказка является веселым и эффективными упражнением для развития мелкой моторики, слуховой памяти, внимания и фантазии.
8. Поэтическое музицирование. Озвучивание стихов, собственных рассказов, сказок, придумывание загадок на основе тембра звучащих предметов…
1).Озвучивание стихов, собственного сочинения.
«О чем шепнула мне снежинка?» (Муз. Инстр. Сопров.)
Прошептала мне снежинка:
- Скоро кончится зима,
Унесет с собой метели,
Растворится и тогда-
Распахнутся двери к солнцу,
Запоет капель кругом,
Буд-то лучик-озорнишка
В руки взял металлофон.
Но меня с тобой не будет,
Это ведь моя судьба,
Попрошу лишь об одном я-
Полюбуйся за меня!
2). Озвучивание явлений природы.
Подул свежий весенний ветер, маракас, погремушки
Пригнал большие облака,
И из них вдруг закапали
Сверкающие капельки. металлофон
Сначала они падали робко,
Медленно,
Потом быстрее и быстрее,
Их- становилось все больше!
Они шумели в ветках деревьев, хлопки по коленям
По крыше, подоконникам,
И все вокруг наполнилось звуками –
Весеннего ливня. Играют на всех инстр.
3). Озвучивание сказки: «Курочка-Ряба»
(На экране иллюстрации сказки).
Жили были Дед, да Баба- на любом инстр.
Да была у них курочка Ряба:
«Кудах-тах,тах, кудах-тах,тах! деревянные ложки
Снесла курочка яичко,
Да не простое, а золотое. -
Дед бил, бил- не разбил, металлофон, удары в
определенном ритме
Баба била,била-не разбила. удары на октаву выше.
Мышка бежала, хвостиком
Махнула- колокольчик
Яичко упало и разбилось…- удары по металлофону в сторо-
ну высоких звуков, глиссандо и
в конце один удар
Плачет Дед. - румба
Плачет баба- румба (учащенный з.)
А Курочка кудахчет:
«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах! ложки
Не плачь, дед!- ложки
Не плачь, Баба! ложки
Я снесу вам яичко другое, не
Золотое, удары по металлофону
А простое! Удар деревянными ложками
4). сказки с использованием мнемотехники.
-
9. Результативность.
Главный критерий в оценке результатов творческих опытов для детей
- это правильность и в исполнении заданий
-возникновение интереса к этому занятию
-раскрепощенность детей, умение всегда спонтанно включаться в любое музицирование
-выступление на утренниках, развлечениях
-счастливые, сияющие глаза детей.