Татьяна Белова
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Поколений связующая нить»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Поколений связующая нить»
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Поколений связующая нить“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».
(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Педагогами МБДОУ «Детский сад «Аленка» был разработан и реализуется на практике проект по духовно нравственному воспитанию дошкольников «Поколений связующая нить». Проект преследует своей целью разработку и апробирование модели воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленной на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников семейных ценностей. В соответствии с требованиями нового Стандарта дошкольного образования ребенок выступает как активный субъект процесса воспитания и обучения.
Поэтому эпиграфом нашего проекта мы выбрали слова детского психолога Светланы Теплюк: «Малыш уже с первых месяцев жизни - это отнюдь не сосуд, который надо пополнять, а светильник, который следует зажечь. Для этого необходимо особые условия, которые надо создать».
Важным моментом в духовно–нравственном воспитании является возрождение семейных традиций. Несоблюдение евангельской заповеди «Чти отца твоего и матерь твою» открывает нам причины семейных проблем. В ней заложен духовный смысл благополучия и долголетия в семье.
В ходе реализации проекта родители выясняли, как традиции в семье влияют на воспитание ребенка; прослеживали, какие качества личности развиваются при соблюдении той или иной традиции.
Особое внимание в деятельности Детского сада «Аленка» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:
• Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
• Проведение акций «Мое родословное древо», «Традиции нашей семьи»;
• Организация выставок «Добрые руки наших мам», «Дары осени»;
• Фотоконкурсы «Отдыхаем всей семьей», «Мамины помощники»;
• Создание копилки народных игр «Игры наших бабушек»;
• Концерт ко Дню пожилого человека, ко Дню матери;
• Совместные народные праздники и развлечения и др.
Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Без знания своих корней, традиций своего народа, без любви к своим близким нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. В ходе реализации подпроекта «Устное народное творчество как средство духовно- нравственного воспитания детей», разработанного Филякиной Т. П. через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Неотъемлемой частью системы духовно – нравственного воспитания является знакомство с православной русской церковью, русской православной культурой, ее обычаями и праздниками. Приобщение происходит в самых разнообразных формах:
• Беседы о русской православной церкви, русских храмах, колокольном звоне, русских православных обычаях и праздниках;
• Экскурсии в православный храм;
• Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, икон;
• Проведение традиционных русских православных праздников («Светлая Пасха», «Рождество Христово», «Святки», «Жаворонки», и др.)
• Художественное творчество («Пасхальное яйцо», «Царь – колокол», «Православная церковь», и др.)
Новизна проекта заключается в том, что в процессе реализации проекта педагогическая деятельность выстроена таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения. С этой целью необходимо увлечь родителей жизнью ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями.
А закончить представление нашего проекта я хочу словами святителя Иоанна Златоуста:
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди».