Светлана Зайцева
Система педагогического мониторинга в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе изменений в сфере дошкольного образования, введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, изменились подходы к проведению педагогического мониторинга.
В п. 3.2.3. ФГОС ДО отмечено, что «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования…».
Публикация «Система педагогического мониторинга в ДОУ» размещена в разделах
В учреждении разработано Положение об оценке индивидуального развития детей (далее – Положение, в котором прописаны права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей. Обозначены цели, задачи, основные принципы, непосредственно порядок проведения (показатели оценки, инструментарий, сроки проведения).
В Комментариях Минобрнауки России к ФГОС ДО от 28.02.2014г. № 08-249 обозначено, что оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики - педагогической и психологической. В связи с этим Положение определяет порядок проведения психологической и педагогической диагностики.
Психологическая диагностика развития детей проводится в случаях, когда, несмотря на педагогическую поддержку ребенка и выстраивание его образовательной траектории, педагогу не удается достичь оптимальных результатов, либо когда у ребенка наблюдаются определенные поведенческие отклонения, которые не удается скорректировать в ходе повседневной педагогической работы с группой. Психологическая диагностика проводится квалифицированным специалистом (педагогом-психологом). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Педагогическая диагностика (мониторинг) осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития детей (в соответствии с ФГОС ДО) :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Проведение диагностики осуществляется в несколько этапов.
Первый этап – организационный (информирование и консультирование при необходимости педагогов, подготовка карт и таблиц для фиксирования результатов, уточнение сроков проведения диагностики). Примерные сроки определены образовательной программой - 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года). Корректировка осуществляется при необходимости.
Второй этап – практический. Для проведения педагогической диагностики с 2016г. воспитателями применяется методика Ю. А. Афонькиной. Положительными аспектами данной методики считаем следующие:
-соответствует ФГОС ДО и может применяться при реализации любой примерной программы;
-наличие методических материалов;
-доступность и понятность используемого инструментария,
-незатратность по времени для педагогов.
Диагностика проводится педагогами в рамках образовательного процесса через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности.
Данные отмечаются в «Картах оценки эффективности педагогических воздействий» по каждой образовательной области.
Результаты заносятся в «Сводные таблицы». Содержание индивидуальной работы с ребенком по результатам диагностики отражается в «Индивидуальном профиле эффективности педагогических воздействий»
Инструктором по физической культуре дополнительно проводится оценка уровня физической подготовленности детей. Применяется методика М. Руновой.
В связи с тем, что в учреждении реализуется программа по LEGO конструированию, была разработана диагностика развития конструкторских способностей детей на основе методик Е. В. Фешиной и И. В. Аняновой.
Третий этап – аналитический (получение количественных данных, анализ полученных результатов) в сводной таблице в целом по учреждению (как по каждой группе, так и по каждому направлению деятельности). Анализ данных позволяет установить, отличается или не отличается результат ребенка от его прежнего результата или же существенно отклоняется от нормы.
Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу понять, какие способности ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, а в чем требуется оказать ребенку помощь.
Результаты педагогической диагностики, достижения детей рассматриваются на заседаниях педсовета. Проводится сравнительный анализ. Выявленные проблемы учитываются при планировании дальнейшей работы, выборе методик и технологий.
Четвертый этап – проектировочный (определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом).
Участие детей в конкурсах, выставках, соревнования, фестивалях фиксируется воспитателями в карте достижений воспитанников. По итогам учебного года составляется сводная таблица в целом по учреждению.
При поступлении ребенка в детский сад заполняется «Лист адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации» (по методике А. Остроуховой).
Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.