Наталья Барахматова
Система коррекционной работы по исправлению речевых нарушений у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-lego-stroi.html
На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Публикация «Система коррекционной работы по исправлению речевых нарушений у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2021
Ежегодно отмечается увеличение количества детей с речевой патологией и наблюдается ее «утяжеление», т. е. сочетанность речевых нарушений : алалии и дизартрии. Кроме того у большинства воспитанников диагностируются смешанные специфические расстройства психологического развития разной степени выраженности, нарушения эмоционально-волевой сферы. Таким образом, большинство детей, поступающих в детский сад, имеют сложную структуру речевого дефекта, что ограничивает их возможности нормальной жизнедеятельности.
Целью ДОУ является создание единого коррекционно-образовательного пространства, обеспечивающего оптимальную коррекцию отклонений в развитии, полноценное физическое и психическое развитие детей и выравнивание их стартовых возможностей при поступлении в школу. Поэтому диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных учреждений выдвигается как наиболее значимое и приоритетное.
Полноценное развитие всех сторон речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей.
В нашем ГБДОУ НАО «Детский сад «Кораблик» функционирует 11 групп:
- 1 группа кратковременного пребывания для детей с 1,6 до 2,6 лет,
- 5 групп для детей младшего дошкольного возраста;
- 1 группа для детей среднего дошкольного возраста;
- 1 группа для детей старшего дошкольного возраста 6-го года жизни;
- 2 подготовительные группы для детей 7-го года жизни,
- 1 группа для детей с ТНР (разновозрастная).
Характеристика контингента воспитанников с ОВЗ и особыми потребностями:
— число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями – 31, из них
- детей с тяжелыми речевыми нарушениями - 14 детей в логопедической группе и 2 в средней группе возрастной нормы,
- 14 детей ЗПР в разных возрастных группах;
- 1 ребёнок с синдромом Дауна.
Следует отметить, что в дошкольном детстве не ставится заключение УО, поэтому такие дети находятся в группе ЗПР.
Немного об особенностях детей. В группе для детей с ТНР в основном дети с ОНР – 2 и ОНР - 3, ФФНР, дизартрией разной степени тяжести, заиканием, с нарушениями слуха. Дети с ЗПР, синдромом Дауна находятся в разных группах возрастной нормы (не выведены в отдельную группу).
Органическое поражение речевых зон к. г. м. вызывает и речевой дефект, и задержку темпов психического развития. Структуру интеллектуальной недостаточности у детей определяют три фактора:
- недоразвитие вербального интеллекта;
- замедленные темпы психического развития;
- избирательная недостаточность отдельных психических функций
Очень часто у детей снижена импрессивная речь: они понимают простые бытовые инструкции в привычной ситуации, но затрудняются в понимании учебных инструкций. Достаточно широко используют мимику и жесты. С большим трудом формируются связи между словом и предметом, поэтому словарь пополняется медленно. У таких детей снижен интерес к какой-либо деятельности, их поведение хаотично и трудно управляемо.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети с ОВЗ включены в группы сверстников для лучшей социализации. поэтому все педагоги осуществляют образовательный процесс с позиций индивидуально-дифференцированного подхода, исходя из зоны актуального развития каждого ребенка и ориентируясь на зону его ближайшего развития.
В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения (психолого-медико-педагогический консилиум). В службу сопровождения входят специалисты: учитель-дефектолог, учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели и старшая медсестра, прикрепленная к детскому саду.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения детей с ОВЗ являются :
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников, начиная со второй младшей группы (3-4 года).
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико - педагогического сопровождения, эффективно и своевременно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.
Результаты комплексного обследования обсуждаются педагогами, работающими с данной группой детей (логопедом, дефектологом, воспитателями, педагогом-психологом) : кому из детей нужно индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Эти данные выносятся на заседание ПМПк, где специалисты высказывают свое мнение по каждому особенному ребенку, вырабатывается коллегиальное решение, профильные специалисты дают рекомендации (направления работы) воспитателям.
На каждого ребенка заполняется соответствующая документация. По результатам диагностики и консилиума логопеды, дефектолог, психолог проводят индивидуальные беседы с родителями, занятия-консультации с детьми для родителей, на которых рассказывают об индивидуальных особенностях ребенка, о необходимости комплексного медикаментозного лечения и показывают игровые приемы развития импрессивной и экспрессивной речи, психических процессов. Такие занятия проводятся по запросу родителей.
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого – педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
2. Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психо-эмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития вместе с нормально развивающимися детьми в проведении культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Кадровое обеспечение.
Коррекционно-образовательную работу ведут 2 учителя-логопеда, 1 учитель-дефектолог и 1 педагог – психолог.
Воспитательно-образовательный процесс с детьми ОВЗ строится на основе Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы в соответствии с ФГОС, а также «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» С. Г. Шевченко; «Примерная адаптированная программа коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», Н. В. Нищева.
В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, дефектологом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении.
Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
Механизм взаимодействия работников образовательного учреждения семьи и других институтов общества.
Внутренний механизм взаимодействия:
В исправлении общего недоразвития речи и выравнивания задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и руководителя физического воспитания. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья.
сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.
Социальное партнё рство включает:
- сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ,
Итак, постепенно, в результате регулярной систематической коррекционно-образовательной работы всех педагогов и родителей увеличиваются интеллектуальные и речевые возможности детей, они овладевают коммуникативными навыками и адаптируются в коллективе сверстников, что обеспечивает качественную подготовку детей с ОВЗ к последующим уровням образования.