Оксана Козлова
Система формирования нравственно-патриотических качеств у детей 6–7 лет через организацию образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Тема проекта: «Система формирования нравственно-патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности».
Постановка проблемы:
У воспитанников моей группы:
1. недостаточно сформированы нравственно-патриотические качества;
2. отсутствуют знания об уникальности родного края, что затрудняет прививать детям любовь к малой Родине.
Обоснование необходимости программы
Проект решает проблемы нравственно-патриотического воспитания детей группы «Лесная полянка» МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга».
Публикация «Система формирования нравственно-патриотических качеств у детей 6–7 лет через организацию образовательной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
В ходе реализации проекта будут выявлены возможности вовлечения воспитанников, родителей и педагогов в активную деятельность по патриотическому воспитанию, а также возможность использования различных форм и методов обучения и воспитания в формировании нравственно-патриотических качеств детей старшего возраста.
В наше время патриотическое воспитание является одной из самых актуальных задач. У современных детей искажены представления о патриотизме, сочувствии, доброте. Также дети мало знакомы с родным городом, со своей страной, особенностями народных традиций, равнодушны к родным людям, в том числе к своим товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание считается одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
По итогам проекта будет создана действующая система мероприятий по данной теме.
Уникальность проекта заключается в том, что:
- создаваемая система мероприятий также может быть дополнена мероприятиями для детей других возрастных групп и, таким образом, может быть включена в вариативную часть основной образовательной программы МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга».
- создаваемая система мероприятий может быть использована в других дошкольных образовательных учреждениях с целью развития нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта будет способствовать внедрению ФГОС ДО, поскольку нормативный документ закладывает в содержание дошкольного образования следующее : ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства; старается разрешать конфликты.
Причины, создающие проблему:
1. Недостаточно созданы условия для воспитания нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Недостаточно насыщена развивающая предметно-пространственная среда в группе для закрепления представлений детей о нравственно- патриотическом воспитании.
3. Недостаточно программно - методического обеспечения по вопросу организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
4. Недостаточный уровень профессиональных компетенций педагога в вопросах организации деятельностных форм взаимодействия с детьми по данной теме (низкий уровень применения педагогом современных технологий).
5. Низкая информированность родителей о значении нравственно-патриотического воспитания.
Цель проекта: создание системы формирования нравственно патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
1. Изучить нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию, методические и теоретические разработки по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, опыт передовых педагогов и отобрать содержание, приёмы и методы для выстраивания системы мероприятий.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет.
3. Изучить и внедрить в практику работы современные технологии, методы и приемы, направленные на формирование нравственно- патриотической деятельности старших дошкольников.
4. Разработать и внедрить систему мероприятий, направленную на формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
5. Включить в систему мероприятий план по активному взаимодействию с родителями в рамках проекта
Стратегия и механизмы достижения поставленных задач:
Задачи Механизм достижения
1. Изучить нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию, методические и теоретические разработки по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, опыт передовых педагогов и отобрать содержание, приёмы и методы для выстраивания системы мероприятий.
- анализ нормативно-правовых документов по теме проекта с целью отбора принципов построения системы мероприятий;
- изучение теоретических основ по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- изучение опыта передовых педагогов по данной теме;
- анализ образовательных задач основной образовательной программы ДО по нравственно-патриотическому воспитанию;
- отбор содержания, технологий, приемов, методов, организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- изучение литературы с целью обеспечения принципа научности в системе мероприятий.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет.
- собрать фото для альбома «Моя семья»;
- подобрать иллюстрации и изготовить альбомы для рассматривания;
- составить презентации;
- создать выставку изделий декоративно-прикладного искусства;
- создать театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам;
- создать игротеку «Игры разных народов России»;
- изготовить дидактические игры;
- создать тематические мини-музеи.
3. Изучить и внедрить в практику работы современные технологии, приемы и методы, направленные на формирование нравственно- патриотической деятельности старших дошкольников.
4. Разработать и внедрить систему мероприятий, направленную на формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
- изучить технологию проблемного обучения;
- изучить технологию проектной деятельности;
- подобрать активные формы обучения на основе изученных технологий;
- обогащать свои знания об особенностях организации наблюдений, труда в природе;
- изучить возможность использования тематических акций в образовательной деятельности.
- разработка системы мероприятий в образовательном процессе, создание учебно-календарного и комплексно-тематического планирования;
- разработка диагностической карты с целью определения результативности реализации системы;
- разработка примерных конспектов образовательной деятельности;
- разработка картотеки русских народных подвижных игр;
- внедрение системы мероприятий детьми подготовительной группы.
5. Включить в систему мероприятий план по взаимодействию с родителями в рамках проекта.
- сбор информации об уровне компетентности родителей в вопросах формирования нравственно-патриотических качеств посредством разработки анкет и их анализа;
- разработка плана взаимодействия с родителями в рамках проекта (как часть системы мероприятий);
- разработка информационных материалов для родителей по теме проекта;
- разработка конспектов совместных тематических мероприятий.
Рабочий план педагога по реализации проекта:
Задача № 1: Изучить нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию, методические и теоретические разработки по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, опыт передовых педагогов и отобрать содержание, приёмы и методы для выстраивания системы мероприятий.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1. Анализ нормативных документов по теме проекта с целью отбора принципов построения системы мероприятий. Сентябрь-октябрь
2018 г.
- на основе требований нормативно-правовых документов разработаны конспекты ОД для детей, информационный материал для родителей и педагогов
2. Анализ образовательных задач ООП ДО по патриотическому воспитанию. Сентябрь-ноябрь 2018 г.
- составлено тематическое планирование с учётом образовательных задач
3. Изучение методической литературы по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств. Октябрь 2018 г. - использование методических разработок
Задача № 2: Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1. Приобретение литературы и пособий по теме. В течение года - Р. С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет», «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектной деятельности»,
«Нравственные беседы с детьми 4-7 лет»,
Лэпбук «Моя Родина – Россия»
и др.
2. Подбор иллюстраций и изготовление альбомов для рассматривания. Сентябрь - октябрь
2018 г. - альбомы и тематические папки размещены в группе по темам комплексно-тематической программы МДОУ № 9
3. Оформление картотек пословиц, поговорок о Родине, потешек, народных подвижных игр. Октябрь-ноябрь- 2018 г. - в группе находятся папки с картотеками
4. Оформление уголка «Народы России». Пополнялся в течение учебного года - уголок пополнился куклами в национальных костюмах, предметами одежды и быта, предметами искусства русского народа. Изготовили атрибуты к подвижным играм (шапочки, маски)
5. Изготовление дидактических игр по изучению родного края. Ноябрь-декабрь 2018 г. - игры находятся в группе в патриотическом уголке
6. Составление цикла презентаций. Декабрь-май
2019 г. - имеются презентации по темам «Моя Родина – Россия», «Моя малая Родина», «Природа родного края», «Памятники Великой Отечественной войны» и др. Работу необходимо продолжить.
7. Создание мини-музеев: «Русская изба», «народные Русский национальный костюм», «Русские богатыри». В течение учебного года - мини-музеи работают, также используются для детей других возрастных групп
8. Игротека игр кого разных видами народов России. Январь 2019 г. -картотека подвижных и дидактических игр находится в группе
9. Уголок изобразительного творчества (акцент сделан на народные промыслы Калужского края. Январь-февраль 2019 г. В уголок помещены изделия записи прикладного искусства, повидала дидактические синий игры, трафареты (мамину балалайки, знак русской гармошки, составление матрешки, тогда березки, глиняные и навечно бумажные закрепление заготовки народных посмотреть игрушек для глупа разукрашивания, иллюстрации о представление народных целая промыслах.
10. Создана мини-библиотека Март 2019 г. Расположены средний русские планируемый народные сказки, и какие сказки беседа народов России, хозяйка потешки, двумя загадки, былины о художественной богатырях, мамы рассказы о Великой категории Отечественной века войне, об армии, ротик произведения правила детских поэтов и словно писателей дверью России, портреты создание поэтов и игры писателей.
Задача № 3: Изучить и внедрить в практику работы современные технологии, приемы и методы, направленные на формирование нравственно- патриотической деятельности старших дошкольников.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1. Изучение музейной технологии. Январь 2019 г. - в группе созданы мини-музеи «Русская изба»,
«народные Русский национальный костюм»,
«Русские богатыри»
2. Изучение проектной деятельности. Февраль, май
2019 г. - реализованы краткосрочные детско-родительские проекты «Русские богатыри», «Этих дней не смолкнет слава»
3. Изучение технологии проблемного изучения. Декабрь 2018 г. -январь 2019 г. - подобраны проблемные ситуации по нравственной тематике.
4. Изучение использования виртуальной экскурсии в образовательной деятельности как инновационные формы работы. Декабрь 2018 г. - провела с детьми виртуальную экскурсию по Москве
Задача № 4: Разработать и внедрить систему мероприятий, направленную на формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1. Разработка и оформление системы мероприятий в образовательном процессе, созданием учебно-календарного планирования Сентябрь-октябрь 2018 г. Приложение 1
2. Разработка диагностического инструментария с целью определения результативности реализации системы Сентябрь 2018 г. Приложение 2
3. Разработка примерных конспектов совместной деятельности В течение года Приложение 3
Задача № 5: Включить в систему мероприятий план по активному взаимодействию с родителями в рамках проекта.
Мероприятия Сроки Отметка о выполнении
1. Разработка анкет для родителей - по вопросам нравственно-патриотического воспитания Сентябрь 2018 г. - разработаны анкеты для родителей
Приложение 4
2. Проведение анкетирования с родителями Сентябрь 2018 г. ,
Май 2019 г. - проведение анализа анкет с целью выявления уровня компетенций родителей
3. Разработка плана взаимодействия с родителями в рамках проекта (как часть системы мероприятий) Сентябрь-октябрь 2018 г. - в систему мероприятий включены формы взаимодействия с родителями (родительские собрания, посиделки, и др.)
4. Разработка информационных материалов для родителей по теме проекта В течение года - проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями
5. Включение родителей в образовательную деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию. В течение года Помощь в создании мини-музеев, участие в различных выставках, спортивных мероприятиях и др.
Ресурсы для реализации проекта:
1. Наличие теоретической и методической базы для реализации проекта.
2. Наличие развивающей предметно-пространственной среды.
3. Материально-техническая база учреждения (имеется компьютерная техника, интерактивное оборудование для просмотра видео-презентаций, проведения компьютерных игр).
4. Наличие компетенции педагога в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников старшего возраста.
Продукт проекта: Система мероприятий, направленная на развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного старшего возраста.
Критерии эффективности проекта:
В общем виде результаты реализации проекта можно представить как факт выполнения каждой задачи.
Критерии Показатели Методы оценки
Наличие разработанной системы мероприятий Система содержит : описание организации работы, учебный план, комплексно-тематический план. Анализ документации
Уровень развития нравственно-патриотических качеств С высоким уровнем развития - 45%
Со средним – 55% Беседа, решение проблемной ситуации
Уровень компетентностей родителей Положительные результаты анкетирования Анкетирование
Степень реализации проекта: на данный момент проект полностью закончен.
Дальнейшие перспективы.
1. Включение в систему мероприятий комплексно-тематического плана для детей ОД, игровых заданий, экскурсий, ситуативных бесед, наблюдений.
2. Трансляция опыта работы по формированию нравственно- патриотических качеств у старших дошкольников на территории ДОУ.
3. Использовать метод макетного моделирования.
Список литературы.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. / М. : ЦГЛ, 2005.;
2. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2;
3. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001;
4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., 1985;
5. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы.» М., 2003;
6. Ковалева Г. А., Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003;
7. Как научить детей любить Родину : Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2005.;
8. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». М., 2004;
10. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. — К. : Сфера, 2013. — 144 с. ;
11. Мирясова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001;
12. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной
школе: методическое пособие / М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Дрофа, 2010.
13. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003;
14. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. Изд. 2-е,испр. И доп. М. ,»Просвещение»,1978;
15. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002;
16. Руднева Т. И., Никулина Е. Б., Колесникова Н. Б., Баганова П. А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002;
17. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007.;
18. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, Л. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8.
Интернет ресурсы:
19. https://infourok.ru/statya-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-pedagogov-detey-i-roditeley-v-formirovanii-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-do-1346309.html
20. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya rabota/2018/02/07/formirovanie-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-u
21. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/13/diagnostika