Татьяна Галишова
Система физкультурно-оздоровительной работы как средство снижения уровня заболеваемости воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач дошкольного учреждения в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка стала занимать приоритетные позиции. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по - физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей:
- Закон РФ: «Об образовании в Российской Федерации»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»;
- «Конвенция о правах ребенка».
В нашем детском саду образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гордеева, З. А. Михайлова и др.) и рабочей программой модуля образовательной области «Физическое развитие» по освоению детьми 3-7 лет основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Физическому развитию воспитанников и определению индивидуального пути их формирования, способствовало проведение педагогической диагностики развития детей, которая осуществляется 2 раза в год. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рабочей программы и индивидуальных образовательных программ (индивидуальная образовательная программа ребенок-инвалид, которые разработаны в соответствии с ФГОС ДО позволили достичь положительных результатов в работе детского сада.
Основными направлениями в образовательной работе по физическому развитию дошкольников является:
1) сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие их физических качеств;
2) формирование основ культуры здоровья, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Выделение двух данных направлений позволило целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разработать планирование.
Общие принципы здоровьесбережения:
- принцип двигательной активности;
- принцип учета динамики работоспособности;
- учет климатических факторов.
Образовательную деятельность по физическому развитию организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, медицинских показаний, не допускается физической и психической перегрузки воспитанников.
Для эффективности педагогических действий по физическому развитию дошкольников в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для построения образовательной траектории ребенка и профессиональной коррекции особенностей его физического развития. Мониторинговая оценка физического развития детей является основой перспективного планирования и разработки двигательного режима для каждой возрастной группы дошкольников. Планирование осуществляю в соответствии с образовательной программой дошкольной образовательной организации на основе тематических модулей.
Воспитанники показали положительную динамику по физическому развитию.
Для развития у детей общей и мелкой моторики, подвижности, выносливости, овладения основными движениями, контроля и управления своими движениями на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО, в образовательной деятельности используются современные технологии и методики:
- игровые технологии оздоровительной направленности: игровая йога, аэробика, игровая гимнастика, танцевально - игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНСЕ», коррекционные технологии (логоритмика, применение элементов двигательной сказкотерапии, психогимнастики, зверобика, игровые занятия, игротренинги, система закаливающих мероприятий.
- здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, корригирующая гимнастика и т. д.
- технологии проектной деятельности – разрабатываются и реализуются разнообразные проекты: «Олимпийское движение для дошкольников», «Футбол – отличная игра, играем вместе ты и я», «Игры народов Урала», «Подвижные игры с палочками Кюизенера».
- технологии интегративного обучения. При взаимодействии с воспитанниками интегрируются задачи образовательной области «Физическое развитие» с задачами образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»).
- технология «образовательный квест». Использование данной технологии позволяет успешно формировать творческие команды для выполнения разнообразных заданий, направленные на физическое развитие детей: «Веселые приключения туриста», «Пираты», «Красный, желтый, зеленый», «Мой город» и прочие.
- информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).
В детском саду создана здоровьсберегающая предметно-пространственной среды в зале и группах. Физкультурный зал, групповые помещения детского сада, обновлены современным спортивным оборудованием, атрибутами. Созданная в группах предметно-пространственная развивающая среда по физическому развитию отвечает интересам и потребностям детей, сопутствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое, физическое и эмоциональное благополучие, создавая тем самым условия для накопления и обогащения двигательного опыта детей, предоставляя возможность проявить свои способности, умения разнообразно использовать свой двигательный опыт, поддерживая желание детей самостоятельно находить решения, проявлять инициативу, творчество.
На физкультурном участке детского сада систематически, в зимний период, создаются постройки для развития основных видов движений (метания, перешагивания, подлезания, прыжков, ходьбы на лыжах, в летний период, для развития физических способностей у воспитанников, используется выносной материал: «Палочки Кюизенера», «парашют», мячи разного размера, обручи, волейбольную сетку, кольцебросы, мешочки с песком, ребристые коврики, кегли, скакалки, серсо.
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей является организация режима дня.
Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток.
Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, интегрированных комплексных занятий, прогулок круглый год и самостоятельной физкультурной деятельности детей.
Питание в детском саду разнообразное и сбалансированное. Разработано 10-дневное меню для организации питания детей, посещающих детской сад. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи созданы условия для развития интеллектуальных, личностных, физических, нравственных, эстетических качеств детей, развития их инициативы, творческих способностей. Для каждого ребенка этой группы разработан индивидуальный образовательный маршрут.
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который ничем нельзя.