Ирина Никитушкина
Опыт работы с детьми с ОВЗ «Школа — как мир жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа – как мир жизни»
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так напуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих.
Сегодня проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым и успешным.
Публикация «Опыт работы с детьми с ОВЗ „Школа — как мир жизни“» размещена в разделах
Физический или психический дефект у ребёнка создаёт почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими. Самая трудная проблема в работе с такими детьми – их социализация. Школьный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений.
Вся работа по социальному развитию в школе нацелена на формирование у детей навыков взаимодействия с окружающими людьми.
Для себя выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
• Выявить интересы, склонности, способности ребёнка к разным видам деятельности;
• Создать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере;
• Создать условия для развития положительного отношения ребёнка к себе.
• Главное – вера в возможности ребёнка, любовь к нему, независимо от его проблем.
Работа с такими детьми может быть только адресной. Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации. Для того чтобы достичь этих целей я применяю новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становится активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.
Уделяю большое внимание положительному эмоциональному настрою в учебно-воспитательном процессе. Уроки провожу с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Главное – понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами.
Ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению. Когда я позволяю им быть самостоятельными, они демонстрируют свои способности. Постоянно даю на выбор несколько заданий.
Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия.
Ещё один фактор, который вселяет уверенность в таких детей – стимулирование социально-значимых интересов и потребностей ребёнка, необходимо создавать ситуацию успеха. Важно учитывать детскую инициативу при организации утренников и праздников, показывать детские произведения.
У меня в классе была такая девочка – Зобнина Алла. Тяжело проходил процесс адаптации с классом. Сначала она со мной ходила везде буквально за ручку. Потом стала наблюдать, как некоторые дети в классе стали без моих подсказок заботиться о ней. Это – не унижающая жалость, Это были цивилизованные отношения разных людей. Сложился и индивидуальный стиль работы с ней. В нашем случае – это сочетание нескольких видов обучения – уроки в классе, индивидуальные занятия и дистанционное обучение. Научиться многому такой ребёнок может только в обществе обычных здоровых сверстников.