Юлия Макаренко
Проект для детей 2–4 лет и родителей «Школа безопасности для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта
Ежедневно наблюдая за детьми, беседуя с родителями, мы сталкиваемся с проблемой нарушения правил безопасного обращения с колющими бытовыми предметами (ножницы, вилки, неправильные игры с мелкими деталями (попытки запихивания в нос, уши) и т. д., что не могло ни насторожить нас. На этом основании было принято решение создания социально-коммуникативного проекта «Школа безопасности для малышей». Данный проект нацелен на формирования знаний по технике безопасности в быту для детей 2 – 4 лет и их родителей.
Публикация «Проект для детей 2–4 лет и родителей „Школа безопасности для малышей“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
В рамках проекта разработаны конспекты совместных мероприятий родителей с детьми – викторина «Безопасность - прежде всего», мастер-класс по оказанию первой доврачебной помощи, изготовление «Центра без опасности»; консультации для родителей - «Спички детям не игрушки», «Если ребёнок дома один», «Родителям на заметку»; беседы с детьми; дидактические игры; конспекты занятий для детей по знакомству с бытовыми приборами и техникой безопасности; конспекты экскурсий и многое другое.
Для реализации проекта было налажено тесное сотрудничество с медицинским работником детского сада, детским хирургом детской поликлиники и инженерами группы профилактики пожарной части.
Мы уверены, что проделанная работа, собранный материал, разработанные конспекты помогут не только детям 2 - 4 лет и их родителям в формировании знаний по технике безопасности в быту, но и другим педагогам ДОУ для систематической работы с детьми и родителями.
Актуальность и социальная значимость
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. В наше время современные дома, до отказа заполненны различной бытовой техникой и химией, это и есть мина замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.).
Наибольшее количество травм дети получают в бытовых условиях - около 60%; на улице (в транспорте, и вне его) – около 15%; во время занятий спортом – 9%; в школе – около 8%. По степени тяжести: на легкие повреждения приходится наибольший процент (около 50-55%; повреждения средней тяжести составляют около 30-32%; тяжелые повреждения – 3-4%, причем часть из них со смертельным исходом.
В раннем и младшем дошкольном возрасте большинство детей первую половину дня проводят в детском саду под наблюдением воспитателя, а вторую половину - в кругу своей семьи. Любознательность детей в этом возрасте беспредельна: они непоседливы, все время в движении, однако у них уже есть некоторый опыт соприкосновения с окружающей средой. Все же число ожогов вследствие недосмотра взрослых сохраняется еще на высоком уровне (до 26,2 %). Изменились только причины термических поражений: шалости во время приема горячей жидкой пищи, игры в помещениях, где приготовляется пища, проводится стирка белья, легкий доступ к спичкам и использование их в игре и т. п. В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений из неотгороженных и незащищенных сетками окон, с балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу.
В быту дети часто отравляются опасными препаратами бытовой химии, средствами для борьбы с вредителями в городе и в сельской местности. Дома накапливается большое количество разнообразных, красиво упакованных лекарств, которые способны соблазнить не только малыша, но и подростков.
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность проекта обусловлена тем, что как показывает практика у детей раннего и младшего дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Постановка проблемы
Социально значимой проблемой проекта является безопасное поведение маленьких детей в быту : знание правил безопасного поведения с опасными бытовыми предметами, знание основных источников и видов опасностей в быту, знание детьми простейших способов безопасного поведения в опасных ситуациях.
Ребенок 2 - 4 лет должен сознательно действовать в той или иной обстановке. У детей необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты они всегда могли адекватно действовать.
Таким образом, формирование у детей раннего и младшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.
Цель проекта : : создание социальной ситуации развития детей 2 – 4 лет в процессе реализации проекта «Школа безопасности для малышей».
Задачи проекта :
• Создать условия для ознакомления детей с бытовыми приборами и техникой безопасности, для формирования основ безопасного поведения в быту.
• Оборудовать групповое помещение детского сада специальными методическими и дидактическими пособиями для «Центра без опасности»
• Организовать обучающие консультации, семинары для родителей : «Спички детям не игрушки», «Если ребёнок дома один», «Родителям на заметку» с привлечением специалистов детской поликлиники и инженеров группы профилактики пожарной части.
Авторы проекта : Попкова Т. В., Макаренко Ю. В., Малютина Н. М.
Участники проекта :
• Дети раннего и младшего дошкольного возраста
• Родители
Привлекаемые специалисты: руководитель клуба «Сказка для маленьких», медицинский работник, детский хирург, инженеры группы профилактики пожарной части.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (февраль, март, апрель 2019г.)
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Механизм реализации проекта.
Этап реализации проекта Мероприятия Срок Ответственный
1. Подготовительный • Анкетирование родителей «Соблюдение безопасности дома»;
• Подбор и изучение методической литературы по проблеме проекта;
• Донесение проблемы до детей и их родителей;
• Подбор и изготовление наглядного и дидактического материала;
• Консультация педагогов с медицинским работником по проблеме. Февраль Воспитатели групп
2. Основной • Проблемная ситуация «Почему нужно быть предельно внимательными?»
• Чтение художественной литературы «Правила безопасности» Ю. Соколова;
• Серия занятий для детей по ознакомлению с бытовыми приборами и техникой безопасности; исследовательская деятельность
• Д/и «Мамины помощники», «Продолжи цепочку», «Что лишнее»
• Загадки и стихотворения про опасные предметы;
• Проведение совместно с родителями викторины «Безопасность - прежде всего»;
• Организация экскурсий в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка»; на кухню «Бытовая техника в работе», в медицинский кабинет «Такие красивые коробочки»
• Показ видеофильмов по безопасному поведению «Почему случаются неприятности и как их избежать?»;
• Проблемная ситуация «Если дома ты остался один»;
• Беседа «Электричество – хорошо или плохо»;
• Проблемная ситуация «Огонь – друг, огонь - враг»
• Художественно-эстетическая деятельность «Опасные предметы», «Бытовая техника»
• Организация выставки творческих работ детей, выполненных совместно с родителями «Детство без опасности»;
• Сюжетно-ролевые игры «Покормим Зайчиков», «В гости к Мишутке» «Стираем кукле Кати платье», «Салон красоты», «Юные пожарные» и др;
• Изготовление и приобретение атрибутов в «Центр без опасности» (д и родители);
• Консультация детского хирурга по вопросам детского травматизма в быту (для родителей);
• Проведение консультаций и семинаров для родителей : «Спички детям не игрушки», «Если ребёнок дома один», «Родителям на заметку»
• Мастер-класс по оказанию первой доврачебной помощи (для родителей). Март-апрель Старший воспитатель, воспитатели, руководитель клуба «Сказка для маленьких», детский хирург, инженеры группы профилактики пожарной части
3. Заключительный • Выпуск брошюр «Наше безопасное детство»;
• Выпуск книжки - малышки «Азбука безопасности для маленьких»;
• Постановка спектакля «Кошкин дом», пальчиковый театр «Волк и семеро козлят», настольный театр «Маша и медведь»
• Анкетирование родителей;
• Рефлексия результатов проекта. Апрель Старший воспитатель, воспитатели, руководитель клуба «Сказка для маленьких»
Управление и обеспечение проекта :
Ответственные за управление проекта – старший воспитатель Попкова Т. В., воспитатель группы раннего возраста Малютина Н. М., воспитатель младшей группы Макаренко Ю. В.
Данный проект реализуется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей, включает непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Формы работы с детьми: беседы, проблемные ситуации, наблюдения, игры, НОД, экскурсии, выставки.
Формы работы с родителями : консультации, семинары, мастер-классы, беседы, совместная с детьми деятельность.
Для реализации проекта необходимы :
• Компьютер;
• Мультимедийное оборудование;
• Музыкальный центр;
• Видеофильмы по безопасности;
• Презентационные материалы;
• Наглядный материал: плакаты, картинки, альбомы, фотографии, иллюстрации к художественным произведениям;
• Дидактические материалы: настольные игры, загадки, пальчиковый театр, настольный театр, разрезные картинки;
• Авторские разработки: макет «Первая помощь», «Центр без опасности», игры «Друг - враг», «Сундучок полезных советов»
Оценка результатов проекта
Цель: выявить уровень сформированности у детей 2 – 4 лет представлений об основах безопасного поведения в быту.
Критерии:
1. Подготовительный этап
Показатели
• Наличие необходимых наглядных и дидактических материалов по проблеме проекта;
• Понимание детьми актуальности проблемы безопасного поведения в быту;
• Желание детей и их родителей участвовать в проекте;
• Наличие представлений у детей среднего дошкольного возраста об опасных предметах и опасных ситуациях в быту.
2. Основной этап
Показатели:
• Наличие представлений у детей о том, как быстро и правильно действовать в различных опасных жизненных ситуациях.
• Наличие у детей интереса к изучению материала по безопасному поведению в бытовых условиях.
• Наличие эмоционально-позитивного отношения к предметам окружающего быта.
• Наличие желания охранять свое здоровье.
3. Заключительный этап
Показатели:
• Наличие у детей умения применять свои знания по безопасному поведению в жизненных ситуациях.
• Наличие у детей умения действовать с предметами быта в окружающей среде.
• Наличие у детей умения предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.
Методы исследования (диагностики) :
• Беседы с детьми
• Разбор проблемных ситуаций
• Анкетирование родителей.
Риски
1. Нерегулярное посещение детьми детского сада;
2. Занятость родителей.
Данные факты не способствуют, а лишь тормозят достижение поставленной цели проекта.
Предполагаемые образовательные результаты:
Качественные:
• Вовремя реализации проекта у детей сформируются УУД (универсальные учебные действия) - коммуникативные, познавательные, регулятивные и т. д.
• Дети с интересом познают правила безопасного поведения, с удовольствием слушают рассказы и сказки, стихи, любят рассуждать на эту тему, задают вопросы, разгадывают загадки.
• В повседневной жизни стремятся соблюдать правила безопасного поведения.
• Умеют привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Количественные: Травматизм детей в быту среди участников проекта снизится более чем на 30%.
Перспективы дальнейшего развития проекта
• распространение положительного опыта в направлении формирования безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста и их родителей среди педагогов детского сада;
• распространение положительного опыта в направлении формирования безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста и их родителей среди других д/с г. Черногорска.
1. Список литературы безопасности. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
2. Баринова Е. В. Безопасность малышей : дом и двор: пособие для детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/ Д: Феникс. 2014. – 92, [3] с. – (Сердце отдаю детям)
3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая, В. Н. Зилюнина, Л. А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2001.
4. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 128 с.
5. Глибина Л. В. Основы пожарного поведения. Вологда, 2002.
6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева [и др. ]. – СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2014.
7. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Огонь – друг, огонь – враг. Детская безопасность : учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с. илл.
8. Приобщение дошкольников к культуре безопасного поведения6 монография / Г. М. Абдрахимова, М. В. Полянцева, О. В. Тусаева. Под ред. М. В. Полянцевой – Самара: ГБОУ СФ ВПО МГПУ, МБДОУ ЦРР – детский сад №332, 2014. – 130 с.
9. Соколова Ю. Правила безопасности
10. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту. Учебное пособие / Т. Г. Хромцова – М. : Педагогическое общество России, 2005.
11. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей / Т. А. Шорыгина. – М. : Книголюб, 2004.
12. Авдеева И. Н. Безопасность / И. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2005.
13. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной