Кайтан Ия
Творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Логика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Логика для малышей»
Авторы: Кайтан И. М.
Шлекис О. А.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май)
Актуальность
Публикация «Творческий проект для детей младшего дошкольного возраста „Логика для малышей“» размещена в разделах
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильны телефонов, интернета.
Человеку приходится справляться с огромным количеством творческих задач.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?
Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и многое другое. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Учитывая это, мы решили обратить особое внимание на проблему развития у детей логического мышления посредством использования в работе логических упражнений, дидактических игр, развивающих игр.
Основывали мы свой выбор по нескольким причинам:
1. Группа детей, с которыми мы работаем первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
2. Учитывая психологические особенности детей младшего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) мы уделили игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
Цели и задачи
Под целью проводимой нами работы, мы видим, прежде всего, овладение
детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи проекта.
• создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры.
• способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
• способствовать развитию способности наглядного моделирования.
• способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д., эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
• способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы проекта :
• принцип занимательности – используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формированию у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• принцип новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• принцип динамичности – заключается в постановке целей по обучению и развития ребенка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к дк обучению.
стремление к достижению конечного результата и взаимопомощь.
• систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• научности-заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.)
Формы и режим проведения занятий
В рамках проекта дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, вызывает постоянный интерес к игре с геометрическими фигурками.
Деятельность проекта не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В проекте предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
• на восприятие формы;
• на целенаправленное развитие восприятия цвета;
• на восприятие качеств величины;
• на количество предметов;
• на развитие речи, мышления;
• на развитие способности действия наглядного моделирования.
Результатом проекта «Логика для малышей» детей следует считать :
• развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
• развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
• развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Используемая литература:
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познават. способностей детей дошкольного возраста /рус. пер. под ред. В. В. Юртайкина. -М. : Просвещение, 1984.-64 е., ил.
2. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005-95 с.
3. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа : Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. -Спб. : «Детство-Пресс», 2005-128 е. : ил.
4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: Издательство «Учитель», 2003-270 с.
5. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада/Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б., Венгер; Под ред. Л. А. Венгера-М. : Просвещение, 1988-144 е: ил.
6. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет/Т. В. Галанова-Ярославль: Академия развития, 2007.
7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с анг.)- М., 1997.
8. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада – 2-е изд., испр. и доп. -М: Просвещение, 1983-144 е., ил.
9. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсонрному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателей детского сада-М. : Просвещение,1983-ООО е., ил.
10. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»/М. : Мозаика – Синтез, 2010.