Наталья Жуина
Проект «Школа для родителей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 300»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №300»
___Ю. С. Калинкина
ПРОЕКТ
«ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Подготовила:
педагог – психолог
Жуина Н. С.
Н. Новгород
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Проект „Школа для родителей в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Вопросы воспитания детей раннего возраста - это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей. Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей.
Так, в нашем ДОУ сформировалась школа родителей. Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок - объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов: не все дети проявляют интерес к различным видам деятельности, не умеют конструктивно общаться со сверстниками.
Семья и детский сад живут в быстро меняющемся мире в силу чего родители и педагоги должны непрерывно повышать своё образование. Родители нуждаются не только в постоянном обновлении психолого-педагогических знаний, обусловленном развитием науки, но и в развитии способности устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей понять ребёнка. Сегодня ребёнок как никогда нуждается в образованных взрослых. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Поэтому мы считаем, что очень важно просвещать родителей и повышать их педагогическую компетентность.
Цель проекта:
Оказание консультативной помощи по опросам воспитания детей раннего возраста, преодоление психолого-педагогической компетентности молодых семей.
Задачи проекта:
1. Повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.
2. Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.
3. Создать условия для общения молодых семей по вопросам обмена опытом воспитания детей.
4. Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Сроки проведения проекта:
Май 2018 – апрель 2019г.
План работы:
№ Форма работы Название Дата
1 Выступление на родительском собрании «Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы адаптация прошла легче» Май
2 Анкетирование родителей Анкетирование по вопросам адаптации ребенка к ДОУ Август - сентябрь
2 Семинар «Игра в жизни ребенка» Сентябрь
3 Семинар – практикум «Кризис 3-х лет (детские капризы и истерики)» Ноябрь
4 Семинар «Гармоничное развитие детей (развиваем интеллект и речь)» Февраль
5 Круглый стол «Проблемы, которые возникают при воспитании детей» Апрель
6 Создание «Папки психолога» Памятки с рекомендациями, правилами, советами, описаниями игр и упражнений для занятий дома. Сентябрь - май
7 Анкетирование родителей Анкетирование по результатам проекта Апрель
Содержание проекта:
Начальным этапом осуществления проекта стало проведение родительского собрания за три месяца, до поступления детей в детский сад, чтобы у родителей было время подготовить ребенка к новому этапу жизни, внести коррективы в режим дня малыша. Тема выступления: «Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы адаптация прошла легче». Цель данной встречи: познакомить родителей с детским садом, с режимом дня, с трудностями, которые могут возникнуть при адаптации ребенка. На собрании родители могли задать все интересующие их вопросы педагогам, психологу и заведующему ДОУ. Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно.
Через одну – две недели пребывания ребенка в ДОУ родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты. Цель анкетирования заключалась в сборе данных об изменениях, происходящих с ребенком в ходе адаптации. Анкета полезна не только психологу и педагогам, но и родителям, т. к. она дает родителям возможность увидеть результат воспитания малыша, а так же, предлагает взрослому конкретные направления в развитии ребенка.
В соответствии с планом работы встречи с родителями проводились один раз в два месяца. Тема первого семинара «Игра в жизни ребенка». В ходе семинара родители познакомились с основными этапами развития игры в дошкольном детстве, с принципами построения игры, с важнейшим значением игры в развитии детей. Так же для родителей была проведена выставка «Игрушка и антиигрушка», с подробным описанием «плохих игрушек», которые могут причинить вред психике и познавательному развитию ребенка.
Во время семинара – практикума «Кризис трех лет (детские капризы и истерики)» у родителей была возможность не только познакомиться с основными симптомами кризиса трех лет и проанализировать причины детских капризов, но и самим немного почувствовать и проиграть себя в роли ребенка. Надо отметить, что именно возможность поставить себя на место ребенка и взглянуть на мир его глазами у родителей вызвало наибольшие затруднения, а в следствии сильный эмоциональный отклик.
Целью семинара «Гармоничное развитие детей» было ознакомление родителей с возрастными нормами развития и с различными способами развития детей в домашних условиях. Родители получили практические рекомендации о том, как развивать крупную моторику, мелкую моторику, речь, мышление, внимание, память.
Завершающая встреча была проведена в форме круглого стола на тему: «Проблемы, которые возникают при воспитании детей». В ходе данной встречи родителям предлагалось обсудить волнующие их вопросы, которые касаются воспитания и развития их детей.
В план реализации проекта так же входило создание «Папки – психолога», в которую складывались памятки с рекомендациями, правилами, советами, описаниями игр и упражнений для занятий дома.
Завершающим этапом реализации проекта было проведено анкетирование для родителей по результатам проекта.
Необходимо отметить, что активное участие в проекте приняло 9 человек (8 мам и 1 папа). Именно такое количество родителей посещало встречи. Остальных родителей 1 младшей группы мы считаем пассивными участниками.
Результаты работы по проекту:
Более чем у 80% детей раннего возраста процесс адаптации прошел безболезненно.
Уровень компетентности родителей повысился в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
Родители проявляют осознанное отношение к личностному развитию своих детей, увеличилось количество индивидуальных консультаций.
Родители активно участвуют в жизни группы.