Сухова Елена
Мероприятие «Широкая Масленица» для младших школьников
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Широкая Масленица».
Цель: ввести детей в культурную традицию празднования Масленицы и формировать интерес младших школьников к русской народной культуре и истории нашей Родины.
Задачи:
-расширять представления учащихся о народном празднике Масленица; об истории, традициях и обычаях его подготовки и празднования;
-развивать умения детей в продуктивных видах деятельности, желание познавать русские народные традиции и ощущать свою причастность к ним;
-воспитывать любовь к родной стране, интерес к ее прошлому и настоящему;
Публикация «Мероприятие „Широкая Масленица“ для младших школьников» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
-формировать коммуникативные навыки. Умение помогать, сопереживать, общаться друг с другом;
-воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, кулинарным традициям, традициям гостеприимства.
Планируемые результаты:
- получение учащимися первоначальных сведений о празднике Масленицы;
-побуждение интереса у учащихся начальной школы к народным праздникам, к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;
-опыт погружения в атмосферу народного праздника
Предварительная работа:
-разучивание с детьми стихотворений и частушек о Масленице, изготовление кукол Масленицы, разучивание песни «Веснянка» М. Ю. Картушина, разучивание движений хоровода
Оборудование:
- карточки с названиями дней недели и дней Масленицы; презентация «Масленица»; блинчики – пожелания из бумаги; клей, ножницы, заготовки для книжки-гармошки; музыкальное сопровождение хоровод «Веснянка» сл. и муз. М. Ю. Картушина, русские народные мелодии, распечатки для викторины
Оформление кабинета:
- плакаты на тему Масленица, выставка рисунков «Широкая Масленица», выставка укол Масленицы, праздничный стол (самовар, посуда, предметы нар. промыслов, блины)
Ход мероприятия.
Ведущий 1: -Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рада вас приветствовать на веселом празднике!
Ведущий 2: - Мы готовились к этому празднику : делали кукол, рисовали рисунки, разучивали песни и частушки. На уроках музыки, окружающего мира вы обращались к этой теме.
Ведущий 1: - Как вы думаете, какой праздник мы будем отмечать? (Масленицу)
Слайд №1
- Почему вы решили, что именно Масленицу?
Ведущий 2: Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней.
Игры, танцы, хоровод,
Жаждет уж давно народ.
Чтобы Зиму проводить,
Будем петь, в танцах кружить!
Слайд №2
Ведущий 1: В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами, катались на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевали задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи смешили людей до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!
Ведущий 2: В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.
Поспешим на Масленицу.
Слайд №3
ПОНЕДЕЛЬНИК
Ученик:
Вот и ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА»!
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят!
Ведущий 1: -Первый день праздничной недели называется Встреча.
- Как вы думаете, почему?
В первый день Масленицы принято печь блины и делать чучело Масленицы.
Ведущий 2: -Ребята, а вы умеете делать чучело Масленицы?
-Какие материалы использовались?
-Что символизировало чучело?
-Посмотрите, какие работы у вас получились.
Выставка работ
ВТОРНИК
Ведущий 1: А на пороге второй день Масленицы- Заигрыш :
Слайд №5
Ученик:
Я — Заигрыш и день мой вторник,
Выходи из дома каждый затворник,
Пой, гуляй и веселись,
От печали откажись.
А, кто в жизни одинок,
Для того этот денек.
Слайд №6
- Второй день Масленицы посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
В этот день все свободные парни присматривали себе невест.
- А знаете, что в старину самым лучшим способом себя показать и других посмотреть было исполнение частушек, так и говорили: хочешь победить подружку, спой веселую частушку.
Слайд №7
Ведущий 2:
- Наши девочки устроят сейчас настоящие частушечные бои.
Гости вовсе не стесняйтесь,
Пыжится не надо,
А, девчонкам улыбайтесь,
Их ловите взглядом.
- Участники и гости поддержите выступление наших девочек.
ЧАСТУШКИ
1 .Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.
2. Раньше Масленку встречали,
На санях её катали.
Чтобы нынче покатать,
Надо снега занимать.
3. Мы всем классом влюблены
В супервкусные блины,
Их на полный рот жуем
И частушки вам поем!
4. В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!
5. 25 блинов здоровых
Съела за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.
6. Напеките мне блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.
7. Нам на этой на неделе
Все завидуют модели,
Ведь блины нам всем, друзья,
Можно есть, а им – нельзя!
8. Вот бы нам уроков вместо
На блины затеять тесто
И блинов напечь за раз
На всю школу, на весь класс!
СРЕДА
Ведущий 2: - А теперь, Лакомка, твой черед.
Слайд №8
Выходит Лакомка.
Ученик:
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи…
Кулебяки, сырники – все им удается!
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
Слайд №9
-На третий день Масленицы зятья ходят в гости к тёще.
- Кто – то может объяснить значение слов теща, зять?
- Познакомимся со значением этих слов.
Теща – это мать жены.
Зять – муж дочери.
Для тещи муж дочери является зятем.
- Угощает тёща любимого зятя всевозможными блинами. Каждая хозяйка хочет проявить гостеприимство, показать свое кулинарное мастерство.
Ведущий 1: - Вы любите разгадывать загадки?
Отгадаем загадки на тему «Праздничного стола»
КОНКУРС ЗАГАДОК
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Ведущий 2: Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный,
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
(Блин)
Ведущий 1:
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Ведущий 2: Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ведущий 1: Я — услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю. (самовар)
Ведущий 2: Лоснятся у него бока,
он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим… (сыр).
Ведущий 1: Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка,
Может разбиться,
А может свариться (яйцо).
ЧЕТВЕРГ
Ведущий 1: - Наступает время четверга.
Слайд №10
Ученик:
Вот и мой черед настал. Уж народ слегка устал.
Нужно всем повеселиться,
Побороться, порезвиться.
Я – Разгуляй. Родился в четверг.
Слайд № 11
Ведущий 1: -Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
Приглашаем вас поучаствовать в народных играх.
Игра с Солнцем.
В центре между шеренгами – «Солнце». Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
ПЯТНИЦА
Ведущий 2: - Встречаем пятницу
Ученик:
ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Слайд № 13
Ведущий 2: - Мы уже говорили на занятии, кто такие теща и зять.
Кто запомнил и может обьяснить?
Я расскажу вам о Пятнице, которую величают «Тёщины вечерки». В этот день тёща навещает зятя, угощает своими блинами и пробует его блюда. Ох, какие вкусные тёщины блины!
Вопрос к участникам:
- С какими блюдами подаются блины?
СУББОТА
Ведущий 1: - У нас впереди самый веселый день Масленицы – суббота.
Ученик:
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ»!
Вся родня встречается, водит хоровод…
Праздник продолжается, общее веселье…
Славно провожает зимушку народ!
Слайд № 15
Ведущий 1: - Подходит время Субботы – самого шумного дня Масленицы. В этот день Золовки устраивают посиделки для родственников и подружек. А знаете ли вы, что золовкой называют сестру мужа.
- Золовка угощает блинами и дарит подарки. Народ шумно веселится, много танцует и играет. Давайте и мы все вместе потанцуем.
ХОРОВОД
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Слайд № 16
Ведущий 2: - Заканчивается Маслиничная неделя. Наступает воскресенье. Народ провожает Зиму и встречает Весну.
Ученик:
Если, кто кого обидел,
Позабудьте про обиды.
На Масленицу в Воскресенье,
Попросите у всех прощенье!
Живите в любви и достатке,
Пусть все у вас будет в порядке.
Слайд №17
- Воскресенье – торжество Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год, совершать милосердные дела.
- В воскресенье сжигают Чучело, которое символизирует холод и уныние. Чучело Масленицы превратится в Огненное сияющее Солнышко, дающее свет и тепло окружающим.
Ведущий 1: -Давайте и мы попробуем ощутить атмосферу Прощеного воскресенья.
Индивидуальная работа
-Перед вами на столах ручки и блинчики из бумаги. Напишите на них добрые пожелания. В конце занятия вы сможете отдать ваши пожелания нашим гостям и своим друзьям.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
Ведущий 1: - Ребята, сегодня мы с вами побывали на Масленице. Сколько интересного было у нас н занятии: мы узнали, как называются дни Масленицы, с какими традициями они связаны.
Хочется, чтобы вы сохранили в памяти все, о чем узнали. Давайте создадим масленичный лист о каждом из этих дней. Из этих листов мы создадим замечательную книжку – гармошку.
-Каким вы увидели Встречу, Заигрыш, Лакомку, Разгуляй, Тещины вечерки, Золовкины посиделки?
РАБОТА В ГРУППАХ.
Ведущий 2: Перед вами заготовки : различные картинки, высказывания, загадки. Оформите ваш день недели.
А чтобы наши гости не заскучали, предлагаем им поучаствовать в викторине на тему «Масленица».
Музыкальное сопровождение.
«Блинная» викторина для гостей.
1. Какой праздник на Руси еще назывался блиноеда?
а) Пасха;
б) Масленица;
в) Рождество;
г) Новый год.
(Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха.)
2. Как называются уменьшенные блины?
а) Пончики;
б) Оладьи;
в) Галушки;
г) Клёцки.
3. Какие блинчики пекут умелые хозяйки?
а) Ажурные;
б) Стёганые;
в) Вышитые;
г) Безразмерные.
(Чтобы испечь такие блинчики нужно перелить тесто в небольшую пластиковую бутылочку, в крышке которой есть дырочка. Нажимая на бутылку, можно рисовать на горячей сковороде. Сначала рисуется контур блина, который затем быстро заполняется рисунком.)
4. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин,. не расколет».
а) Полено;
б) Стекло;
в) Брюхо;
г) Голова.
(Блин не клин, брюха не расколет.)
5. Кто в сказке К. И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами?
а) Лисички;
б) Кит;
в) Крокодил;
г) Медведь.
6. Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров?
а) Карлсон;
б) Знайка;
в) Иван-дурак;
г) Емеля.
7. В каком олимпийском виде спорта в экипировку вратаря входит перчатка «блин»?
а) Футбол;
б) Хоккей с шайбой;
в) Водное поло;
г) Регби.
8 У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики?
а) У боксёров;
б) У лыжников;
в) У фехтовальщиков;
г) У саночников.
(Это лёгкие тренировочные перчатки боксёров.)
9. В какой области РФ находится город Сенгилей, в котором в 2007 году был воздвигнут памятник блину?
а) В Ульяновской;
б) В Тамбовской;
в) В Воронежской;
г) В Ивановской.
(Сенгилей стал называться Блинной столицей Поволжья.)
Ведущий 2: -Какая замечательная книжка – гармошка у нас получилась. Как много в ней информации.
Я думаю, вам захочется ее изучить.
Ведущий 1: - Хочется всех поблагодарить за участие в празднике.
Ведущий 2: Ребята, а что вам запомнилось?
Что было особенно интересно?
Ведущий 1: - Наше занятие подошло к концу.
Желаю вам добра и мира,
Всех планов скорого свершения,
Чтоб вас судьба от бед хранила
И чтобы было настроение.
И пусть вам Масленица нынче
Подарит счастье и везение,
А вы поджаристый ей блинчик
Преподнесите с уважением.
Ведущий 2: - Сейчас самое время показать себя гостеприимным человеком. Поделитесь блинчиками пожеланиями со своими друзьями и,конечно, с нашими гостями. Поздравьте друг другу с Масленицей.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.