Галина Прусова
Проект «Шахматы дошкольнику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: Популяризация игры в шахматы среди дошкольников и их родителей.
Задачи:
Образовательные
• Познакомить детей и родителей с историей шахматной игры;
• Дать начальное представление о шахматной игре;
• Познакомить с правилами шахматной игры;
• Познакомить с шахматными фигурами и их роли в игре;
• Дать начальное представление о двусторонней игре;
Развивающие
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку на плоскости, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные
Воспитывать интерес к шахматной игре.
Публикация «Проект „Шахматы дошкольнику“» размещена в разделах
Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, вежливость, выдержку, волю, уважение к партнеру.
Основание для разработки
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
- Приказ. N 661 от 5 августа 2013 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации»;
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».
Участники проекта: воспитанники старших и подготовительных групп д/с № 4 «Малыш»
Срок реализации проекта: Проект долгосрочный, находится на стадии реализации.
Актуальность проекта.
Шахматы – древняя игра, игра для интеллектуалов, а также вид спорта, который в последнее время набирает свою популярность.
Многократно проведенные исследования доказывают, что шахматы положительно влияют на развитие умственных способностей детей,
В частности развивают пространственные представления, гибкость мышления, математические способности, память, внимание, умение предвидеть, логически мыслить, способность к вариативности, а также воспитывают дисциплинированность, усидчивость, целеустремленность, умение адекватно принимать поражение и победу, ответственность за свои действия, уважение к сопернику. Все эти способности необходимы в нашем современном мире. И их развитие должно начинаться уже с дошкольного возраста по специальной возрастной программе. Шахматы являются одним из инструментов, необходимым для гармоничного развития детей. Правильно подобранные формы и методы проведения занятий по шахматам дадут положительные результаты в развитии дошкольника.
Если обратиться к истории шахмат, то невольно можно увидеть, что многие выдающиеся известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте, что и способствовало их дальнейшему успеху в разных областях жизни.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое: комната интеллектуального развития с необходимой мебелью, проектор, компьютер, демонстративная шахматная доска, комплекты шахмат, напольное шахматное поле, спортивное оборудование для физкультминуток.
Информационное: методическая и художественная литература, диски с обучающими мультфильмами, иллюстрации, картотека игр, пазлы шахматных фигур.
Принципы обучения детей игре в шахматы
Занятия проводятся в непринужденной игровой форме с перерывом на физкультминутку, на тренировочных занятиях также должны присутствовать элементы игры.
- систематический подход
- учет индивидуальных особенностей
Проведение занятий:
- от простого к сложному
- от легкого к трудному
- от известного к неизвестному
Формы и методы
Формы и методы подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей, преобладает игровая форма обучения, также применяется:
- беседа
- рассказ
- диалог
- сказки
- стихи
- загадки
- конкурсы
- досуги
- просмотр мультфильмов, фильмов
- презентации
Ожидаемые результаты:
Заинтересованность в шахматах детей и родителей.
Достижение поставленных целей и задач.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
2 этап – организационный
3 этап – этап практической реализации
4 этап - итоговый
1 этап – подготовительный
Выявление заинтересованных родителей в шахматном кружке для детей.
Чтение тематической литературы, прохождение обучения методики преподавания шахмат в ДОУ, составление календарного плана проведения кружка.
Оснащение комнаты необходимым оборудованием для занятий.
Подборка соответствующей литературы, приобретение необходимого оборудования, дидактических материалов.
2-й этап – организационный
• Беседа с родителями по теме «Шахматы дошкольнику»
• Набор группы детей в кружок
• Составление расписания занятий
3-й этап – практической реализации
1. Реализация программы «Азы шахматных наук» (в течение года)
2. Выставка рисунков «Шахматная сказка» (на начальных этапах обучения)
3. Проведение досуга на повторение правил игры «По черно-белым клеткам» (в середине года обучения)
4. Обмен опытом среди педагогов дополнительного образования на городском методическом объединении по проведению шахматного кружка (после первого года обучения)
5. Проведение спортивного досуга «Шахматная эстафета» (в конце года обучения)
4-й этап – итоговый
1. Анализ освоения материала детьми за год.
2. Анкетирование родителей «Ваше мнение о работе кружка»
3. Самоанализ работы кружка
4. Открытое итоговое показательное занятие для родителей, педагогов.
5. Планирование дальнейшей работы кружка с учетом полученных результатов при анализе и самоанализе.
Приложение
I. Календарно-тематическое планирование
Сентябрь 1-е занятие
Вводное занятие «История игры», шахматная доска Просмотр мультфильма. Легенда про Шаха и про Шахматы. Знакомство с шахматной доской. Белые
и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
2-е занятие
Шахматная доска, правила расположения шахматной доски между партнерами Чтение дидактической сказки «Котята- хвастунишки». Расположение доски между партнерами
Повторение пройденного материала. Количество клеток. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.
Дидактическая игра «Горизонталь»
3-е занятие
Шахматная доска, «адрес» на шахматной доске
Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры: «Вертикаль».
4-е занятие
Шахматная доска
Игра-опрос «Не ошибись». Повторение пройденного.
Подведение итогов по теме «Шахматная доска». Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
5-е занятие
Шахматные фигуры (знакомство)
Игра-опрос «Не ошибись». Повторение пройденного.
Подведение итогов по теме «Шахматная доска». Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Чтение и дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране». Просмотр мультфильма.
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр фильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».
6-е занятие
Шахматные фигуры
Повторение шахматных фигур (произношение хором, по одному) Дидактические задания и игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»
7-е занятие
Шахматные фигуры, главная фигура, самая сильная фигура
Повторение пройденного материала. На что похожи фигуры. Кто главный? Кто самый сильный?
Дидактические задания и игры:
«Секретная фигура», «Что общего?», «Большая и маленькая».
8-е занятие
Шахматные фигуры
Игра-опрос «Угадай». Чем король отличается от Ферзи. Парные и непарные фигуры.
Белые и черные фигуры.
Подведение итогов по пройденному материалу.
Октябрь 9-е занятие
Начальное положение фигур
Расстановка фигур перед шахматной
партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Просмотр мультфильма.
Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
10-е занятие
Фигуры и связь линий игрового поля
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр фильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Повторение первоначального положения фигур
11-е занятие
Фигура Ладья Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи.
Чтение сказки «Простая, бесхитростная фигура»
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых». «Один в поле воин». «Кратчайший путь»
12-е занятие
Взятие Ладьей Взятие ладьей. Достоинства ладьи.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Зашита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
13-е занятие
Ладья против ладьи Ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух. «Ограничение подвижности».
Игра «Удар по ладье»
14-е занятие
Фигура слон Место слона в начальном положении. Ход слона. Название слона в народе. Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»
Белопольные и чернопольные слоны.
Дидактические задания «Лабиринт». «Перехитри часовых».
15-е занятие
Взятие слоном Взятие фигур слоном. Качество. Важность слона. Участие слона в нападении. Дидактические игры:
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
16-е занятие
Слон против слона
Слон против слона, два слона против одного, два слона против ДВУХ. «Ограничение подвижности». Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
Ноябрь
17-е занятие
Ладья против слона Удар ладьи по слону. Термин «стоять под боем». Уход от нападения
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых».
18-е занятие
Две ладьи против слона Две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения. Дидактические игры: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар».
19-е занятие
Защита слона
Защита слона. Дидактические игры: «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»
Игра на уничтожение
20-е занятие
Ладья и слон Повторение пройденного материала. Практическое задание: игра в две ладьи и два слона
Загадки про шахматные фигуры. Игра «Кто быстрее расставит»
21-е занятие
Фигура Ферзь Место Ферзя в начальном положении. Сила Ферзя. Ход Ферзей.
Чтение дидактической сказки «Могучая фигура»
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых»
22-е занятие
Взятие Ферзем Взятие фигур ферзем. Атака ферзя.
Дидактические игры:
«Один в поле воин»,
Просмотр фильма
«Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
23-е занятие
Защита Ферзя
Защита Ферзя. Дидактические игры:
«Захват и защита контрольного поля». Игра на «Уничтожение»
«Кратчайший путь». «Ограничение подвижности»
24-е занятие
Ферзь против Ферзя, Ладьи, Слона
Ферзь против Ферзя, ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения. «Ограничение подвижности»
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение
Декабрь 25-е занятие
Конь
Место коня в начальном положении. Ход коня. Конь – легкая фигура.
Чтение сказки «Прыг, скок и вбок».
Практическое задание: ход конем до границы игрового поля, до конца поля.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
26-е занятие
Взятие конем
Взятие фигур конем. Атака конем. Защита конем.
Практическое задание: Взять фигуры конем, защитить конем
Дидактические игры: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
27-е занятие
Конь против коня
Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня
против двух.
Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».
28-е занятие
Конь против ферзя, ладьи, слона Нападение конем на Ферзя. Нападение двумя конями. Нападение конем на ладью, слона. Сложные положения. Ограничение подвижности. Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»
29-е занятие
Практическое занятие
Атака фигурами Повторение пройденного материала. Игра-опрос.
Дидактические задания: «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение»
30-е занятие
Пешка. Её роль в игре. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки. Просмотр мультфильма.
Дидактические задания: «Пройди пешкой до границы, до конца игрового поля», «Нади королевскую, ладейную, ферзевую, коневую пешку»
Загадки про пешку и изученные фигуры.
Малоподвижная игра: «Пешка - стой! Ферзь - садись»
31-е занятие
Взятие пешкой
Взятие пешкой. Взятие на проходе. Пешка дошла до конца игрового поля. Превращение пешки.
Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения, «Ограничение подвижности».
32-е занятие
Пешечный эндшпиль. «Ключевые поля»
Познакомить с понятиями пешечный эндшпиль и ключевые поля.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные
положения, Повторение пройденного материала.
Январь
33-е занятие
Король.
Король – это главная фигура. Место короля в начальном положении. Ход короля. Развивающий мультфильм.
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Чтение сказки «Лена, Оля и Баба Яга».
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых».
34-е занятие
Взятие Королем
Правила взятия Королем. Запрещенная встреча королями.
Представление о волшебном квадрате, который король использует в игре.
Чтение дидактической сказки «Волшебный квадрат».
Задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).
35-е занятие
Король против других фигур
Король тоже бьет. Правила. Переход на поле соперника.
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры : «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король
против пешки, «Ограничение подвижности».
36-е занятие
Защита Короля
«Не все могут Короли». Уход от нападения.
Повторение пройденного материала. Загадки о возможностях фигур.
Задания: «Один в поле воин», «Бьют - беги». «Игра на уничтожение»
Февраль
37-е занятие
Шах, шах Ферзем Понятие шаха. История шаха. Шах Ферзем. Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов». Дидактическая игра «Атака короля Ферзем»
38-е занятие
Шах Ладьей Вывод Ладьи для шаха. Шах ладьей. Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов». Дидактическая игра «Атака короля ладьей»
39-е занятие
Шах слоном Вывод слона для шаха. Шах слоном. Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов». Дидактическая игра «Атака короля слоном»
Малоподвижная игра: «Если шах – руки вверх»
40-е занятие
Шах конем Вывод коня для шаха. Шах конем. Задания: Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов». Дидактическая игра «Атака короля ладьей». Дидактическая игра «Атака короля конем»
Подвижная игра: «Бежим от шаха!»
41-е занятие
Шах пешкой Вывод пешки для шаха. Шах пешкой. Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов». Дидактическая игра «Атака короля пешкой»
Подвижная игра: «Бежим от шаха!»
42-е занятие
Открытый шах. Двойной шах Понятие открытого и двойного шаха. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах, второй шах».
43-занятие
Защита от шаха Действия Короля при шахе. Вариант ухода. Вариант прикрытия.
Дидактические задания: «Уйди от шаха», «Защитись фигурой»
Малоподвижная игра «Закрой шах»
44-е занятие
Многократная атака шахами
Повторение пройденного материала. Варианты прикрытия. Ответный удар.
Дидактические задания: «Беги от шаха», «Атакуй многократно»
Март 45-е занятие
Просмотр развивающего мультфильма. Понятие мата. Мат – как цель игры. Отличие мата от шаха.
Загадки про мат и шах.
Подвижная игра «Пойман»
46-е занятие
Мат ферзем, ладьей. Просмотр мультфильма. Дидактические игры.
47-е занятие
Мат слоном, мат конем, мат пешкой
Мат ферзем. Мат ладьей. Отсутствие прикрытия.
Дидактические задания: «Мат или не мат?», «Поставь мат Ферзем», «Поставь мат Ладьей»
Мат слоном, мат конем, мат пешкой.
Дидактические задания: «Мат или не мат?», «Поставь мат конем и пешкой», «Поставь мат слоном»
48-е занятие
Мат в один ход Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».
49-е занятие
Мат в один ход
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
50-е занятие
Ничья, пат
Понятие пата. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».
Загадки про шах, пат, мат.
51-е занятие
Шах, пат, мат Повторение пройденного материала.
Дидактические задания: «Поставь шах», «Поставь мат», «Сделай пат»
«комбинация» и «вилка» - двойной удар
52-е занятие
Рокировка
Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
Инсценировка шахматных фигур, игра «Быстрая рокировка»
Апрель 53-е занятие
Шахматная партия
Понятие шахматной партии. Начало игры. Правила поведения во время шахматной партии. «Тронул - ходи», «Ход сделан - обратно не вернёшь».
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
54-е занятие
Шахматная партия
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».
55-е занятие
Шахматная партия
Комбинации
Комбинации. Понятие.
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
56-е занятие
Шахматная партия
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
«Почему слонов надо быстрее выводить в центр»
57е занятие
Шахматная партия.
Мат в три хода. Показ. Вывод слона и Ферзя.
Игра всеми фигурами из начального положения.
58-е занятие
Мат в три хода
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Загадки из тетрадки
59-е занятие
КВН Закрепить знания игры в шахматы, через игру в КВН (интеллектуальное развлекательное показательное мероприятие с соревновательными моментами)
60-е занятие
Матовые комбинации Разыгрывание комбинаций
Задания: мат ферзей, ладьей и конем. Мат ферзей и пешкой
Двухсторонняя игра.
Май 61-е занятие
Матовые комбинации Повторение пройденного материала. Тренировочная игра
62-е занятие
«Поставь мат!» Тренировочная игра
Загадки из тетрадки
63-е занятие
«Поставь мат! Тренировочная игра
64-е занятие
«А ну-ка покажи» Мониторинг
65-е занятие
«Кто сильнее?» Тренировочное занятие
66-е занятие
«Шахматная страна» Праздник, посвященный шахматной игре.
II. План досуга «По черно-белым клеткам»
1. Приветствие участников.
2. Объяснение правил досуга.
Правила: каждый участник играет за себя. За лучшее выполнение задания дается красный жетон. Победителем считается участник, набравший наибольшее количество жетонов.
Заходят шахматные короли (черный и белый): Здравствуйте ребята, наконец-то мы вас нашли, вы представляете наши войска перемешались, заблудились и забыли кто где должен находиться, а у нас должен быть тренировочный бой. Помогите нам, расставьте наших солдат на свои места.
Первое испытание
1. Кто быстрее расставит фигуры правильно.
Второе испытание
Черный король: Молодцы! Но давайте мы им напомним как они должны правильно сражаться
2. Загадки по правилам игры
Третье испытание
Белый король: Правила вспомнили, а войско даже не помнит, как кто называется
3. Игра «Волшебный мешочек»
Короли: Молодцы ребята помогли нашим войскам. Спасибо вам.
А нам пора во дворец. (уходят).
Ведущий:
Ребята а давайте мы с вами сами превратимся в шахматное войско и поиграем.
Четвертое испытание
4. Подвижная игра «Назвали - круг оббеги»
Дети встают в круг, каждому ребенку дается названия фигур. Какую фигуру ведущий назовет, тот оббегает круг.
Пятое испытание
Заходит ферзь.
Ферзь: Я заместитель короля, а вы как я понял его помощники.
Но настоящими помощниками короля могут быть только дети, которые ответят на все мои вопросы. Справитесь? … Ну уж постарайтесь!
5. Вопросы:
- по каким полям ходят слоны
- сколько пешек у белых
- сколько пешек у черных
- Какие линии на шахматном поле вы знаете
- Какая фигура самая высокая
- Какую фигуру нельзя есть
- Что такое дебют
- Назовите легкие фигуры
- назовите центральные пешки
Ферзь: Молодцы! Знаете много вы о нашем королевстве.
Побегу доложу королю! (уходит)
Ведущий: Да с королями шутки плохи, нужно много знать, чтоб его защищать.
Давайте пока свита королевская отдыхает, вспомним какой шахматный солдат сильнее.
Шестое испытание
6. Игра «Кто сильнее»
Ведущий каждому ребенку дает название фигур, перед детьми разложены обручи.
Ведущий называет две фигуры, которая из них сильнее, та берет обруч и надевает на более слабую фигуру.
После игры:
Заходят короли и ферзь:
Хоть мы и отдыхали, но за вами наблюдали и поняли, что каждый из вас может называться помощником шахматного королевства. Но после каждого испытания мы начисляли вам жетоны, которые нам показали кто первый помощник, кто второй, кто третий….
Королями объявляются победители, всем участникам вручаются памятные призы. Досуг заканчивается.
III. Игры на закрепление материала
1. «Кубик»
Приклеить на обычный кубик шахматные фигуры.
Бросать кубик по очереди.
Какая фигура выпадает, участник игры должен ее назвать.
2. «Угадайка»
Словесно описать детям фигуру и предложить ее описать. Можно детям самим предложить описать фигуру.
3. «Большая и маленькая»
Расставить перед ребенком шахматные фигуры, предложить выбрать самую большую, самую маленькую и т. д, и назвать ее.
4. «Шахматная репка»
Посадить репку, около нее расставить шахматные фигуры, поясняя: Дед – это Король, бабка – ферзь ит. д.
5. «Мяч»
Дети стоят в кругу. Ведущий в центре круга с мячом.
Ведущий говорит : «Ладья стоит в углу» - бросает мяч одному из детей, если утверждение верно, то мяч нужно поймать и т. д.
6. «Танец ладьями»
Дети берут ладьи и выполняют ими на шахматном поле танцевальные действия по вертикали и горизонтали.
7. «Кто сильнее»
Каждому ребенку дается название фигуры на полу лежат обручи. Ведущий называет две фигуры, фигуры выходят на середину. Кто из этих фигур сильнее, тот берет обруч и надевает на менее сильную фигуру.
8. «Бой, Шах, Мат»
Дети располагаются по комнате свободно, под музыку начинают выполнять свободную ходьбу. После остановки музыки ведущий говорит «Бой» или «Шах» или «Мат»
Если называет бой, то дети должны встать стеной.
Если шах – замереть на месте.
Если мат – лечь на пол.
9. «Изобрази фигуру»
Педагог детям показывает, как какую фигуру можно изобразить, например Король – стойка руки домиком над головой и. т. п. Дети запоминают, после чего педагог предлагает изобразить названную им фигуру, дети вспоминают и изображают.
10. «Напади»
Дети рассаживаются за шахматные доски на которых расставлены все фигуры, кроме пешек. В начале игры педагог предлагает сходить той или иной фигурой, каждому играющему. После этого педагог по очереди дает задание каждому ребенку, например, Егор напади на ладью Самира, ребенок выполняет действие, сам ориентируясь какой фигурой и на какую ладью можно напасть.
Литература:
Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с. :
Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М. : Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
Видео: https://www.youtube.com/embed/yd5OPNzYgWs