Татьяна Васюта
Практическое занятие (семинар) для воспитателей групп раннего возраста «Шаг навстречу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2–3 лет в период адаптации.
Материалы: теннисные мячики (по 5–6 штук для каждого участника, доска, маркеры или мел, кукла, погремушки, плюшевые мишки, колокольчик, мяч, бумага, ручки.
Публикация «Практическое занятие (семинар) для воспитателей групп раннего возраста „Шаг навстречу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Психолог: "Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что вы интересно и полезно проведете здесь время. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только-только пришли к нам в садик. А чтобы лучше их понять, на нашей встрече мы сами иногда будем становиться детьми. Придумайте себе такое имя, каким вы хотели бы называться сегодня. Представьтесь, пожалуйста. А я буду иногда играть роль воспитателя".
Упражнение "Погружение в детство"
Цель: активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2–3 лет.
Психолог: "Сядьте удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора, спиной обопритесь о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Вам два или три годика. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку. Получается у вас представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете? Давайте запишем ваши чувства в тетрадях или на доске".
Упражнение "Я иду в детский сад"
Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.
Психолог: "Закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в детский сад. Вы входите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?"
Упражнение "Теннисные мячики"
Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Психолог: «Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (раздаются теннисные шарики по кругу). Я раздаю вам:
• ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение "бесконечного времени", и "неизвестно, заберут ли меня домой";
• незнакомую обстановку;
• незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
• недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться и т. д.);
• новый режим дня.
Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать? Давайте вместе назовем те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
Отрицательные эмоции. Неизбежные спутники малыша при адаптации к детскому саду. Ребенок напоминает в это время пришельца: он то сидит, как окаменелый, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает бегать по группе, вырывается из рук воспитателей и нянь, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей.
Слезы. Малыш часто плачет – от временного хныканья до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет "за компанию" с другими детьми.
Страх. Ребенок боится многого: незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, порой и сверстников, а больше всего – того, что мама не придет за ним, и не заберет его обратно домой. И эти страхи служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.
Гнев, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются "из ничего", без поводов. Поэтому разумно их игнорировать, а разбирать проблемные ситуации в спокойные моменты.
"Развитие вспять". Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам, – самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенное для этого место, – совсем забывает о своих умениях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки сырые меняют. Речевое развитие не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия.
Познавательная активность и обучаемость затормаживаются. Лишь ненадолго воспитатели могут завлечь малыша чем-то новым, но интерес быстро проходит.
Коммуникабельность. Даже если ребенок ранее легко "сходился" со сверстниками – сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он привыкает к своему новому кругу общения – налаживает новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.
Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, – в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.
Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребенок переживает: "Как я без мамы? Не бросили ли меня?". Детям кажется, что если мама ушла, то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом. Привыкание к детскому саду – процесс не простой. Адаптивные возможности дошкольника ограниченны, и если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить его внимание на деятельность, которая приносит ему удовольствие – на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.
Поделитесь, какие игры вы используете для создания теплой атмосферы в группе? (Ответы участников.) Давайте поиграем в эти игры» (игра в несколько адаптационных игр)
Рекомендации для воспитателей при взаимодействии с ребенком
в период адаптации
Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки ребенка и бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
Установлено, что в психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю сильную пищевую реакцию. Плачущий 2–3-летний малыш засовывает пальцы в рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Также переключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить. Следует также выставить на видном месте блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызет, если захочет. В адаптационный период ребенка ни в коем случае не стоит отучать от соски.
Сосательные движения отвлекают его от переживаний.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы», соединять детальки крупного конструктора типа "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками.
Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть. В конце концов, просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает.
Неплохо, если периодически будет звучать негромкая спокойная музыка. В адаптационный период музыка, на фоне которой проходит деятельность детей, должна быть особой. Следует подобрать произведения, способствующие снятию нервного напряжения, например: "Король гномов" Ф. Шуберта, "Пятый ноктюрн" Ф. Шопена, "Утро" Э. Грига и т. п. Музыкальное сопровождение жизнедеятельности малышей должно быть дозированным и строго определенным во времени (например, во время укладывания, кормления).
Лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин "смехотерапия". Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вносятся игрушки-забавы, демонстрируются веселые, доступные возрастному пониманию ситуации, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники.
Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его! Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Неплохо будет, если родители принесут из дома его любимую игрушку, с которой он привык засыпать, тарелочку и ложку, которыми он привык пользоваться дома и т. д.
И еще одно непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.