Людмила Павлова
Мастер-класс для воспитателей «Сенсорные коробочки как один из основных методов ознакомления с окружающим детей 1,5–2 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с возможностями использования сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим, развитию мелкой моторики и сенсорных навыков.
Материалы и оборудование: пластиковые контейнеры 4 шт, песок (можно использовать кинетический или морской песок, искусственный газон, фигурки диких животных, крашеный рис (зеленый, мелкие пластиковые клубнички, мандаринки, яблоки, груши, перец (красные, желтые, зеленые, стаканчики и тарелочки (красный, желтый, зеленый, кукурузная крупа, гидрогрунт синего цвета, рыбки (большие и маленькие, ракушки, камешки, мелкие предметы основных цветов, корзинка или рюкзачок.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Сенсорные коробочки как один из основных методов ознакомления с окружающим детей 1,5–2 лет“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Окружающий мир, 1 класс
- Окружающий мир, 2 класс
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные коробки и сухой бассейн
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – тактильностью, эмоциями и чувствами. Познание окружающего мира начинается именно с ощущений и восприятия.
Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес.
Важно создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения и моторика рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности.
Ознакомление с окружающим и сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Чтобы выполнить эти требования и решить наиболее важные задачи развития детей раннего возраста в своей работе я использую сенсорные коробочки.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Сенсорная коробка – это коробка с сухим или жидким наполнителем и другими игровыми элементами на ваш выбор.
Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать.
Итак, сенсорные коробки:
-занимают немного времени на подготовку;
-компактны;
-доступны;
-предоставляют множество возможностей для обучения;
-являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
-сможет сделать любой педагог и мама.
Хочется продемонстрировать возможности использования сенсорной коробки, ее многофункциональность, практичность, доступность.
- Сегодня мы с Вами отправимся на необыкновенную экскурсию. И первое место, которое мы посетим «ЛЕС».
СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА «ЛЕС».
В центре коробки находится песок (кинетический песок, по краям искусственный газон, фигурки диких животных, орешки, шишки, миниатюрные деревья.
-Посмотрите, кто пришёл нас встречать?.
(Дети рассматривают, производят манипуляции с фигурками животных, деревьев, шишками, каштанами. Педагог рассказывает о каждом представителе дикой природы: где обитает, чем питается и т. д.)
-Как хорошо в лесу, но нам надо идти дальше…Давайте возьмём с собой что–нибудь на память.
(кладём шишку, каштан…в рюкзачок)
-Посмотрите, куда мы пришли… Мы пришли на полянку. Тут еще одна коробочка.
СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА «ПОЛЯНКА».
Контейнер с зеленым рисом, в котором спрятаны мелкие пластиковые яблоки, груши, перец, клубника, мандаринки желтого, красного, зеленого цветов.
-Это полянка необычная. Посмотрите, в «траве» что то спрятано…
(дети ищут в «траве» овощи, фрукты, ягоды. Когда ребята подрастут можно предложить им другим способом можно найти и достать урожай (руками, ложкой, пинцетом, сачком и т. п. Необходимо достать весь урожай и разложить их по стаканчикам соответствующих цветов).
-Какие вы молодцы, справились. Давайте в наш рюкзачок положим яблочко, а наша экскурсия продолжается…
СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА «МОРЕ».
Контейнер с гидрогелем синего цвета, рыбками (большими и маленькими, ракушками и камушками.
-И попали мы с вами на море… Посмотрите какое оно синее, мокрое, красивое. Ой, а кто это там спрятался?
(дети «ловят» в море рыбок больших и маленьких, ракушки, камешки. Для более старших ребят используются магнитные удочки и сачки. Пойманную рыбку складываем на тарелочку. Можно рассмотреть, поиграть с «пойманными» предметами)
-Рыбок мы наловили, одну возьмём на память, искупались, а теперь пойдем с вами на пляж: позагораем и отдохнём.
СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА «Пляж».
Контейнер с кукурузной крупой.
-Давайте с вами разгладим «песок» ручками, чтоб нам удобнее было отдыхать…
(при манипуляции с крупой дети находят предметы разных цветов. Выкладывают на тарелочки или в стаканчики. Детям постарше предлагается из мелких предметов основных цветов выбрать только желтые и создать «композицию» в сенсорной коробке).
-Сколько всего интересного мы с вами нашли, возьмём что –нибудь на память. И нам пора возвращаться в группу.
(дети рассаживаются на ковре, перед ними стоят сенсорные коробочки).
-Смотрите сколько мы с вами всего принесли, давайте вспомним где мы брали эти предметы?
(Ребята вместе с педагогом раскладывают предметы принесенные с экскурсии в те коробочки, из которых они их взяли).
Сегодня мы были на экскурсии, а можно составить сказку с использованием любого главного героя и сенсорных коробочек.
Сенсорная коробка идеальное пособие для ознакомления детей раннего возраста с окружающим, развития мелкой моторики и формирования сенсорных эталонов.
В работе с сенсорными коробочками я придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.
К любому тематическому занятию можно создать сенсорную коробочку с разнообразным наполнителем. Организовать целое занятие на ее основе или использовать как одно из пособий.
Чем полезна сенсорная коробка:
-Помогает детям знакомится с окружающим миром;
-Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление;
-Способствует развитию речи, обогащению активного и пассивного словаря;
-Способствует формированию элементарных математических представлений и сенсорных эталонов;
-Снимает эмоциональное напряжение;
-Развивает коммуникативные навыки;
-Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры:
дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
У сенсорной коробочки нет возрастных ограничений. Как и нет ограничений в идеях ее использования.
В заключении разрешите предложить Вам немного подвести итог. Закончите предложение:
На мастер классе я …. ;
Самым интересным для меня было….;
В своей дальнейшей работе я …;
Я пожелал бы ведущему мастер-класса….
Спасибо за внимание!