Ирина Ветошникова
Сенсорное воспитание в детском саду роль и значение
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Публикация «Сенсорное воспитание в детском саду роль и значение» размещена в разделах
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -запоминание, мышление, воображение -строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Понятие сенсорного воспитания и характеристика сенсорных процессов.
Познание окружающего мира происходит с помощью таких процессов, как ощущение и восприятие.
При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, запах, вкус, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство. Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления (раздражителя) на наши органы чувств.
Существует следующие виды сенсорных ощущений :
• зрительные,
• слуховые,
• осязательные,
• обонятельные,
• вкусовые.
На первом году жизни сенсорное воспитание является основным видом воспитания. Именно в раннем возрасте формируются три эталона:
• форма;
• цвет;
• размер.
Своевременный приток новых ярких впечатлений является необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для общего нормального развития, как физического, так и психического. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.