Шипилова Анастасия Юрьевна
Сенсорное развитие как первая ступень в формировании элементарных математических представлений в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Сенсорное развитие как первая ступень в формировании элементарных математических представлений в младшей группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Детский сад начинается с младшей группы. А нужна ли ребенку младшего возраста математика? Да! Начальные математические представления ему просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов малыш не сможет полноценно осваивать окружающий мир. Математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать.
Как уже было сказано, элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние дети, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности?
Выход один – ИГРА! Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, мы в своей работе используем необычные режимные моменты.
• Утром выясняем с детьми кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков и т. д.
• На утренней гимнастике выполняя упражнения с предметами закрепляем умения ориентировки в пространстве, например, поднять мяч над головой, перед собой, опустить вниз, выполняем упражнения на счёт и т. д.
• Одеваясь на прогулку мы с ребятами выясняем, у кого ботиночек больше, у кого меньше прикладывая подошвы друг к другу; определяем, много ли ребят пришло в куртках, в плаще; сравниваем шарфы, определяя, у кого шарф длиннее, а у кого короче, уже – шире. На прогулке считаем с детьми ведра, формочки, лопатки, листья, насекомых, птиц; обговариваем цвет и геометрическую форму построек, цвет листочков, цветов.
• Расчесывая детей после сна, выясняем с ребятами, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравниваем цвет резинок, длину ленточек.
• Математикой мы занимаемся и во время подвижных игр. К таким играм относятся, например, «Перепрыгни ручеек» в которой ребята закрепляют сравнение предмета по ширине, в игре «Разноцветные шары» дети накапливают практический опыт освоения окружающего пространства, игра «Волк и козлята» помогает нам различать количество предметов : много-один (один-много) и т. д. Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика ребенка.
• Также мы играем с детьми в сюжетно - ролевые игры. В игре «Семья» ребята, накрывая на стол, сравнивают посуду по величине (большая-маленькая тарелка, чашка т. д.); Игра «Зоопарк» помогает практически использовать порядковые и количественные числительные, дети считают, сколько всего зверей в зоопарке, сколько в одной клетке.
• Основным средством сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте являются дидактические игры, например, в играх «Геометрическое лото», "Спрячь зайчат», «Найди такую же по цвету», «Собери цветок» ребята формируют умения различать предметы по форме и цвету, игра «Веселый огород» помогает нам закрепить знания сравнения предметов по длине. Эти и многие другие дидактические игры используются с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
В заключение можно сделать следующий вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.