Гасанова Виктория
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахи, вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания. Для развития у детей сенсорных эталонов я разработала ряд авторских дидактических игр, и хочу представить их в своей презентации.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дидактическая игра «Волшебная пирамидка»
Цель: Формировать у детей умение сравнивать колечки пирамидки по величине, познакомить их с понятиями «большой» и «маленький», развивать мелкую моторику, учить правильно собирать пирамидку
При изготовлении данной игры использовался хлопок с акрилом, в качестве наполнителя использовался холлофайбер. Все детали связаны.
Описание: 1) Воспитатель беседует с детьми об очередности складывания элементов игрушки: у пирамидки есть начало и конец, колечки располагаются в определенной последовательности: внизу самый крупный элемент, вверху самый мелкий.
2) Пирамидку можно использовать как предмет-заместитель. Из колечек можно собрать цветок, голову медведя, приделать к нарисованному автомобилю колеса; прикрепить к кольцу трубочки для сока – и получатся воздушные шарики или леденцы.
Сенсорная ширма «Времена года»
Цель: Закреплять у детей представления о разных временах года: зима, весна, лето, осень. Способствовать развитию у детей сенсорных эталонов : цвет, форма, величина.
При изготовлении ширмы использовался материал основных цветов, детали на ширму изготовлены из фетра. К ширме прикрепляются с помощью ленты-липучки.
Описание: Детям предлагают собрать изображения разных времен года, используя съемные детали.
«Сенсорный модуль»
Цель: Закреплять у детей сенсорные эталоны : цвет, форма, величина;
формировать представления о геометрических фигурах, геометрических формах, развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук.
При изготовлении модуля использовались: пластиковые стойки на колесиках от этажерки собранные в модуль, ткань для основы, накладные и подвесные детали (шарики, кармашки, баночки на ленточках и т. д.
Описание: Детям предлагают действие с предметами на модуле для закрепления представлений о геометрических фигурах, геометрических формах, распознают на ощупь и называют словами разные поверхности предметов.
Дидактические игры «Волшебная салфетка», «Грибок», «Ёжик»
Цель: Способствовать развитию мелкой моторики рук, концентрации внимания, развитию глазомера, координации и последовательности действий.
При изготовлении дидактических игр использовался хлопок с акрилом и цветной фетр.
Описание: воспитатель предлагает детям собрать и разместить детали на салфетке, ежике и грибе. Дети используют разные способы крепления деталей : пристегивают пуговицы, шнуруют, нанизывают детали на шнур.
Дидактическая игра «Разноцветный круг»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, учить соотносить фигуры по цвету, находить геометрическую фигуру по словесной инструкции, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
При изготовлении данной дидактической игры в качестве основы использовался флис, фетр для геометрических фигур.
Описание: детям предлагается выбрать нужные геометрические фигуры, соотнести их по цвету и разместить на круге, назвать геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Разноцветные шарики»
Цель: Закреплять цвет и форму предметов, умение группировать предметы по общему признаку (цвету, развивать мелкую моторику, внимание.
При изготовлении данной дидактической игры использовались цилиндры, цветная бумага и цветные шарики.
Описание: детям предлагается собрать шарики в цилиндры в соответствии с цветом.
Дидактическая игра «Вкладыши»
Цель: Развивать умение детей различать предметы по силуэтам, подбирать предметы по форме и размеру, расширять представления о явлениях и предметах окружающего мира, развивать мелкую моторику.
При изготовлении данной дидактической игры использовалась фанера, цветная краска, лак для покрытия фигур.
Описание: перед детьми на столе разложены рамки – вкладыши. Дети подбирают нужные по размеру и форме детали и вкладывают их в рамку. Воспитатель показывает детям, как можно сравнивать отверстия и фигуру. Для этого он вместе с ребёнком обводит пальчиком края фигуры и отверстия, сравнивая их между собой.
Дидактическая игра «Машины в гараже»
Цель: Формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, формировать умение различать основные цвета, соотносить предметы по отдельному признаку (цвет, развивать мелкую моторику.
При изготовлении дидактической игры использовался фетр
Описание:
1 вариант: воспитатель сообщает детям, что к ним в гости приехали машинки. Они целый день работали, ездили по дорогам, перевозили пассажиров, очень устали и хотели бы отдохнуть. Предлагает помочь машинам найти свои гаражи. Дети по цвету подбирают гараж.
2 вариант: воспитатель раскладывает по одной машинке в гараж такого же цвета, уточняет с детьми какого цвета машинки и в каком гараже (красный, желтый, синий, зеленый); затем предлагает детям закрыть глаза и убирает одну машинку. Задаё т вопросы: «Что изменилось?», «Какого цвета машина уехала?», «Какого цвета гараж без машины?»
Дидактическая игра «Разноцветные ёжики»
Цель: Закреплять у детей понятия «один», «много», «маленький», «большой». Способствовать развитию умения различать предметы по размеру и цвету.
При изготовлении дидактической игры использовался цветной фетр, картон для основы.
Описание: воспитатель предлагает детям подобрать для ежика яблочки по цвету и размеру и прикрепить их к иголкам ежика.