Елена Заровская
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного материала
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного материала»
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Период младшего дошкольного возраста – период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного и физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного материала» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитие сенсорных способностей детей отводиться дидактической игре.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Поэтому в практику своей работы, я решила внедрить нетрадиционную технику использования коктейльных трубочек.
Коктейльные трубочки прекрасный материал для занятий с детьми, я уверена, что у многих они есть дома и в детском саду. Что же можно с ними сделать спросите вы? Чего только мы не делаем сними в детском саду. Разноцветные, красочные коктейльные трубочки — замечательный материал для игр и поделок. Разноплановость использования этого универсального материала просматривается как в продуктивной деятельности, так и в дидактических играх. Чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, оживить, воплотить, сыграть, почувствовать, что я и стремлюсь сделать.
Дети – это следопыты, воображалы, мастера и всезнайки, им все интересно. С детьми мы играем с коктейльными трубочками в творческих играх на прогулке в любое время года. Летом – рисуем,выкладываем, считаем. Зимой украшаем и рисуем.
В совместной деятельности с детьми можно с трубочкой провести опыты, эксперименты: показать, как дует ветер, движется воздух, получаются мыльные пузыри и т. д.
Коктейльные трубочки использую в изготовление дидактических игр. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая.
Например «Лабиринт с шариком или с игрушкой».
Изучаем геометрические фигуры. Самый простой вариант использования трубочек - это нарезать их и выкладывать геометрические фигуры на цветном картоне. Можно усложнить задание соединить трубочки при помощи пластилина чтобы получились геометрические фигуры, цифры и буквы. А можно взять три трубочки с гофрированным сгибом. Сложите вдоль короткую часть одной из них и вставьте в длинную часть другой. Короткую часть второй трубочки вложите в третью. Затем замкните контур – получится треугольник. Немного фантазии и ваша коллекция пополнится квадратом, трапецией, пятиугольником….Эти фигуры можно демонстрировать малышу, предлагая выбрать из них ту, которую вы называете. Попробуйте вместе с ребенком обводить фигуры по контуру и заштриховывать внутреннюю часть. Разложите поделку на составные части и положите поделку на составные части и попросите малыша собрать их самостоятельно. Не мешайте ребенку делать собственные выводы: «Какая фигура получится из трех трубочек?», «Где трубочек больше – в квадрате или треугольнике?» и т. д.
Сортер + контейнер для хранения трубочек. Это и сортер и контейнер для хранения одновременно, можно сортировать по цветам трубочки, складывать в определенную ячейку.
Музыкальные инструменты: маракасы и свиристель. Чтобы сделать свиристель, нужно нарезать трубочки разной длины и склеить с помощью клеевого пистолета или подходящего клея. Звука конечно не будет, но можно дуть в трубочки и развивать речевой аппарат.
«Собери по цвету». Берем контейнеры разного цвета, нарезаем трубочки одинакового размера но разного цвета. Теперь, можно сортировать по цветам трубочки, складывать в определенный контейнер.
«Математический ежик». Закрепляем количественный счет и состав числа.
«Накорми поросенка». Надо накормить поросенка только определенным цветом трубочек.
«Собери бусы». Трубочки - это отличный и удобный материал для самодельных бус! Осталось добавить подходящий по цвету шнурок. Бусы можно собирать и с опорой на карточки, чередуя цвет и форму.
«Шнуровка». Учим шнуровать разными способами.
Использование трубочек в продуктивной деятельности:
Коктейльные трубочки внесут разнообразие в занятия изобразительным искусством. Разведите акварель пополам с водой, налейте туда немного жидкого мыла и перемешайте. Техника работы проста – окунайте трубочку в раствор и выдувайте пузыри, которые, лопаясь, окрашивают лист бумаги цветными брызгами и кругами. Использование нескольких растворов разных цветов придаст вашей работе красочности. Малыши могут создавать оригинальные абстракции, а дети постарше – раскрашивать необычными узорами крылья стрекозы или наряд принцессы. И конечно, как любой абстрактный рисунок, получившееся произведение послужит прекрасным пособием для развития воображения. Рассматривайте вместе с малышом цветные кляксы и разводы. Пытайтесь придумывать, на что они похожи. Не останавливайте ребенка, если он решит дорисовать картинку!
• Рисование мыльными пузырями.
• Рисование котельными трубочками – «Кляксография».
• .Поделки из коктейльных трубочек не сложные, но потребуют много терпения, усидчивости и времени. Нетрадиционное использование коктейльных трубочек с элементами пластилинографии можно применять начиная с младшей группы. С возрастом детей усложнять задания.
Мозаика из коктейльных трубочек, еще ее называют мозаикой 3Д– это интересное и полезное занятие для детей разного возраста :
• -Нарисуйте на картонном листе любой предмет, цветы, бабочки, солнышко, в данном случае обитателей морей. Это не сложные рисунки, но если есть затруднения, их можно распечатать, перерисовать, воспользоваться поэтапными рисунками, широко представленными в интернете.
• - Вырежьте. В принципе, можно и не вырезать, а попросту сделать аппликацию на листе.
• -Берите понемногу пластилина и размазывайте его по рисунку. Если есть цветные элементы, сначала покройте пластилином их, а затем уже весь рисунок. Старайтесь не делать слишком тонкий слой, так как мозаики могут плохо на нем держаться. Но и в очень толстом слое кусочки трубочки затеряются. Еще очень важно равномерное нанесение, итоговый вид получится более целостным и гармоничным.
• -Заранее нарежьте коктейльные трубочки на мелкие части, около 5 мм.
• -Вставляйте кусочки в пластилин, чтобы не было пустот, начиная с края рисунка, но если есть цветные вставки, первым делом заполняйте мозаикой их.
Занятие это довольно скрупулезное и длительное, можно его продолжить на следующий день.
Зачастую родители не могут найти увлечение, которое бы заинтересовало их ребенка. Для решения этой проблемы можно порекомендовать прекрасный вариант – изготовление поделок из коктейльных трубочек». Интересные идеи и новые технологии пришлись по душе неравнодушным родителям. Они поддержали нас и увлеклись сами.
Наше творчество. Аппликация и мозаика из коктейльных трубочек - процесс довольно интересный, яркий, красочный.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование разнообразных приемов, а также материалов различных фактур в процессе нетрадиционного использования коктейльных трубочек способствуют наиболее эффективному решению задач сенсорного развития как младших так и старших дошкольников. Поэтому систематичное использование нетрадиционных техник должно занять достойное место в воспитательно – образовательном процессе, направленном на познавательное развитие дошкольников.