Наталья Николаевна Ягупова
Сенсорная интеграция для развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Публикация «Сенсорная интеграция для развития детей» размещена в разделах
Существует очень много средств, которые способствуют успешной сенсорной интеграции. Это, во-первых, дидактические пособия, которые специально созданы для решения тех или иных задач. Такие пособия могут быть направлены на стимулирование проприоцептивной системы, тактильной системы ребёнка.
Не менее важное значение для успешной сенсорной интеграции ребёнка имеет повседневная окружающая предметная среда и специально организованные взрослыми виды деятельности в этой развивающей предметной среде.
Различные чувства и ощущения у детей питают мышцы, а информация, полученная одновременно с ощущениями поступает в мозг, формируя там образы объектов действительности.
Очень часто дети сами находят для себя объекты, действия с которыми стимулируют работу их сенсорных систем. И задача взрослого не ограничивать такую активность, а грамотно ею управлять. Практически все дети с удовольствием катаются на каруселях и качелях – этого требует их «природа». Именно такие ощущения стимулируют работу вестибулярной системы, дети начинают чувствовать своё тело в зависимости от его положения в пространстве. Но, при этом, есть дети, которые не приемлют любые изменения в положении тела, испытывая при этом дискомфорт. Такой факт может свидетельствовать о некоторых нарушениях в работе сенсорных систем и, как следствие, о нарушении сенсорной интеграции. Хождение по бордюрам, брёвнам, колёсам, лавочкам и другим предметам имеет очень важное значение для работы вестибулярной системы: для развития крупной и билатеральной моторики, для развития координации движений.
Огромным развивающим потенциалом обладают различные детские лабиринты и батуты, лазание по которым даёт ребёнку массу разнообразных ощущений, которые питают его мышцы и мозг. Многие малыши с удовольствием играют большими ящиками, вёдрами, тазами. Эти привычные предметы являются отличным дидактическим средством. Находясь внутри таких предметов, ребёнок начинает ощущать границы собственного тела, что очень важно для развития проприоцептивной системы.
Рассмотрим средства успешной сенсорной интеграции, которые целесообразно использовать в контексте занятий с детьми раннего возраста. Игры с водой, песком, гидрогелиевыми шариками, воздушными шариками, тестом, пластилином уже стали традиционными в системе дошкольного образования. Такие игры и упражнения имеют мощный потенциал для работы всех сенсорных систем.
Следующим важным средством сенсорной интеграции являются различные виды нетрадиционного рисования. Такое рисование обычно не воспринимается родителями всерьёз. Но именно рисование пальчиками, ладошками, ступнями расширяет тактильный опыт ребёнка. Кожа является самым большим органом чувств у человека, и через кожу ребёнок получает массу информации об окружающей действительности.
Эффективным средством обогащения тактильного опыта является сенсорная коробка. Сенсорная коробка – это емкость с разнообразным наполнением, положенными материалами и предметами, разными по форме, цвету, размеру и тактильным ощущениям. Существует множество вариантов наполнения таких сенсорных коробок. Это может быть коробка с предметами одного цвета, и тогда мы решаем задачи ознакомления с цветом как сенсорным эталоном. Сенсорная коробка может быть наполнена однородным материалом (макароны, фасоль, рис, а внутри спрятаны предметы, которые детям нужно найти и выполнить с ними задания. А может быть тематическая коробка, которую создают дети вместе с педагогом на занятии, помещая туда разнообразные по форме, размеру, фактуре предметы. Основным развивающим потенциалом таких сенсорных коробок является развитие координации движений, мелкой моторики, накопление тактильного опыта.
Обязательным компонентом каждого занятия является физическая активность детей. Целесообразным средством успешной интеграции является упражнение с туннелем. Такие упражнения важны для развития крупной и билатеральной моторики, для развития координации. Если в туннеле разместить массажный коврик, то одновременно будет обогащаться тактильный опыт детей. А также есть игры, направленные на стимулирование проприоцептивной системы (ощущение собственной позы и движения). «Черепаха» дети ползают, пытаясь удержать на спине подушечку, которая имитирует панцирь черепахи. «Маша и медведь» каждый ребёнок садился в корзину с пирогами, чтобы ощутить себя Машей из сказки. «Поезд» дети строили поезд из кубиков, делали шпалы из счётных палочек, сооружали поезд из стульчиков, рассаживали зверушек, выстраивались друг за дружкой, рассаживались в грузовые вагончики и перевозили кубики и мячики.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если каждый день проводить упражнения, игры и занятия по сенсорной интеграции, вы заметите явные улучшения у детей. Желаю удачи!