Екатерина Жемоедова
Семья как фактор воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка. Поэтому: цель моего исследования заключается в следующем: проанализировать проблему взаимоотношений детей и родителей, влияющих на воспитание личности.
Публикация «Семья как фактор воспитания» размещена в разделах
Данная тема актуальна тем, что в современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. (Слайд 2)
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Семейные традиции», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. (Слайд 3)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования;
- Рисуночный тест " Что ты думаешь о своей семье?" (Злата Королева)
- Выставки рисунков «Портрет моего папы», «Мама милая моя!»
- Анкеты для родителей: «Нравственное воспитание», «Семейные традиции»
- Выставка поделок «Мой осенний зонт», «Новогодняя фантазия» - родители и дети
- Разработаны буклеты для родителей «Семейные традиции» (Слайд 4)
Давайте разберем: Что такое семья? Что такое семейное воспитание? Что такое нравственное воспитание? Что такое традиция? Важно ли их сохранять? Почему люди соблюдают традиции? Какие семейные традиции есть в вашей семье? (Слайд 5)
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитания. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.
Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. (слайд 6)
Нравственное воспитание в семье, не может не основываться на их традициях. Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды.
Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. (слайд 7)
Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. На фото работы наших семей (слайд 8)
Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом. На фото Егор Л. И Алина У. со своими дедушками. (слайд 9)
К семейным традициям также можно отнести совместные игры взрослых с детьми (настольные, спортивные, интеллектуальные, правилам которых вы обучите своих детей. А когда игр наберется достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям. Турниры между братьями Сережей и Костей Худбеевыми. (Слайд 10)
Семейные праздники. Обязательные празднования дней рождений (особенно детских, Нового года, 8 марта и т. д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями. Дни рождения Даши Г. и Егора Л. (слайд 11)
Слияние с природой - Интересно и весело проводите выходной со своей семьёй. Если у вас есть знакомые, у которых дети примерно такого же возраста, как и ваш малыш, предложите им организовать совместное мероприятие на выходной. На улице прекрасная погода? Тогда, не теряя времени зря, воспользуйтесь солнечными деньками и устройте выходной на природе. Семья Жуковых (слайд 12)
Сказки на ночь, которые по мере взросления детей могут переродиться в рассказ интересных познавательных историй. Перед сном мы обязательно читаем сказки. Каждый раз тщательно выбираем с дочкой сказку, которую она хочет услышать. Так важно уделить время ребенку на то, чтоб рассказать ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках, о прекрасном! Семья Жлобы (слайд 13)
«Фотохроники»-имеется в виду - поддержание семейной реликвии – старого фотоальбома, в который вы не будете забывать вкладывать общие фотографии, где запечатлены взрослые и дети. Каждый год мы устраиваем семейно-новогоднюю фотосессию. Собираемся с друзьями и фотографируемся у елочки. Уже набрался целый альбом: интересно смотреть, как все меняются, но все равно остаются вместе. Семья Герасимовых (слайд 14)
Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Одним из них является:
Произведение искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации. И имеено такие качества развивает семья Утешевых в своих детях. (слайд 15)
А это мои дети и моя традиция! Каждый год, мы собираемся с друзьями, и обязательно их детьми, 1 июня в «День защиты детей». Организовываем праздник для детей: шутки, смех, веселье. А в ответ благодарные и счастливые лица детворы! (слайд 16)
В результате моей работы дети знают: имена дедушек, бабушек; профессии бабушек и дедушек, своих родителей; прошлое своей семьи; могут составить рассказ о членах своей семьи; пополнили словарный запас (традиция, обряд, и т. д.); приобрели представления об общечеловеческих ценностях; научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них развито чувство гордости за свою семью.
Родители: приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках; укрепили межсемейные и внутрисемейные связи; уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; научились хранить и чтить свои семейные традиции; знают свою родословную, минимум до третьего колена (слайд 16).
В по работе сделаны следующие выводы:
1)Неадекватное отношение родителей к ребенку, обуславливает его тревожное состояние, эмоционально-психологический дискомфорт, который, в свою очередь, ведет к ухудшению развития личностных качеств детей.
2) Хорошее развитие личностных качеств детей, происходит при благоприятном климате в семье.
Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод о том, что гипотеза предполагающая то, что характер и стиль взаимоотношений в семье определяет формирование личностных качеств ребенка, получила свое подтверждение.
Педагогически грамотный родитель глубоко обдумывает, анализирует свои наставления, советы, оценки и отношения. Взаимоотношения с детьми устанавливаются гибкие и тактичные, меняются и развиваются по мере взросления детей.
Таким образом, влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.