Инга Архипова
Семья, как субъект педагогического взаимодействия и среда воспитания младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия школы и семьи в становлении личности младшего школьника. Выявлены способствующие факторы, раскрыты основные направления работы сотрудничества классного руководителя с родительским коллективом. Определены формы и методы работы взаимодействия семьи и школы для воспитания личности младшего школьника.
Публикация «Семья, как субъект педагогического взаимодействия и среда воспитания младшего школьника» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Ключевые слова : семья и школа, личность младшего школьника, сотрудничество, взаимодействие семьи и школы.
В связи с реализацией ФГОС второго поколения качественным образом изменилось взаимоотношение школы и семьи, поэтому проблема сотрудничества родителей и классного руководителя приобретает особую важность. Это обусловлено тем, что родители теперь имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
Успешное воспитание личности младшего школьника возможно только при условии активного сотрудничества семьи и школы. Но бывает так, что нередко обе стороны предъявляют друг другу претензии: учителя отмечают отсутствие интереса у родителей к школьной жизни, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность, а родители бывают недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием классного руководителя, взаимоотношениями в детском коллективе.
Определяющую роль в воспитании, полноценном развитии, социального успеха, высокой успеваемости и хорошего эмоционального здоровья младших школьников играет активное участие родителей в школьной жизни своих детей. Подобное участие показывает детям, что учеба в школе – не только важное и необходимое, но и позитивное, ценное занятие, демонстрирует им искреннюю заинтересованность родителей в их образовании.
Эффективность воспитания ребенка, его развитие и обучение сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа, и как складываются отношения между этими двумя субъектами образовательного процесса. Преимущественную роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. От их мастерства, интуиции и деятельности зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации и в жизни школы. При этом родители должны рассматриваться как главные заказчики и союзники в воспитании детей, так как именно объединение усилий родителей и классного руководителя смогут создать благоприятные условия для развития ребенка.
По мнению В. А. Титова, семья – это сложная подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции: самореализации личности; репродуктивная; первичной социализации; воспитательная; экономическая и хозяйственно-бытовая; рекреационная и психо-терапевтическая [5, с 54].
Среди педагогических проблем семейного воспитанния особое место занимает теория А. С. Макаренко. Он рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена, указывает, что семья - это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем предполагается.
Так же существуют множество работ по проблемам взаимодействия школы и семьи, так, например, В. А. Сухомлинский утверждал, что без дружеского взаимодействия классного руководителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства. Действительно, только объединенные усилия родителей и учителя, их тесный контакт и сотрудничество помогут успешному воспитанию личности младшего школьника.
На основе изученных теоретических подходов педагогов и психологов к решению проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании личности младших школьников было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Якутска.
Для выявления уровня воспитания личности учащихся и вовлеченности родителей в воспитание своих детей была проведена методика экспертных оценок А. Г. Асмолова. В экспериментальной группе средний уровень составил 53%, остальное (47%) – низкий, в контрольной группе 60% - средний и 40% - низкий. Следует отметить, что в обоих группах высоких результатов не выявлено.
Для определения уровня взаимодействия семьи и школы, мы провели анкетирование для родителей. Результаты показали, что высокий уровень имеют 20%, средний уровень – 53,3%, низкий уровень – 26,7%. Итоги по данным анкетирования в контрольной группе составили: высокий уровень – 13,3%, средний – 60%, низкий – 26,7%.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа был сделан вывод, что необходима дальнейшая работа для повышения уровня семейных взаимоотношений и проведения совместной с родителями воспитательной работы. Учащиеся с низким уровнем воспитанности не имели достаточных знаний и представлений об особенностях поведения вне семьи, не знали норм общественного поведения, не имели достаточного опыта положительных взаимоотношений с другими людьми. Поэтому требовалась также работа с детьми по обогащению знаний и представлений детей сведениями из этой области.
На формирующем этапе были проведены различные формы и методы работы классного руководителя с родителями младших школьников из экспериментальной группы.
Мы выбрали первым направлением своего сотрудничества с родителями – просветительскую деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а также нашли наиболее доступный способ для решения этой проблемы - это создание родительского клуба «Школа родителей». Программа клуба предполагала тесное взаимодействие семьи, школы и учащихся и включала в себя такие методы, как лекции, диспут, игры, конкурсы, конференции и другое.
Основными задачами клуба являются ознакомление родителей с целями и задачами родительского клуба, посещение родителями занятий, создание «Книги отзывов о встречах», совместно с родителями и детьми создание дневников для их личного пользования «Советы для родителей» и «Памятка для ребёнка». В родительском клубе родителями было усвоено, что следует им показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведет себя ребенок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызывало недоумения у окружающих.
После объединенных усилий родителей и классного руководителя мы провели повторное исследование в экспериментальной группе. Результаты работы показали эффективность влияния школы на семью как на институт формирования личности ребенка, так как при организации различных форм и методов установились сотруднические отношения с семьями, повысился уровень воспитанности детей и снизился уровень семейного неблагополучия. Содержание проведенной работы с родителями затрагивало достаточно много подробностей и особенностей совместной с родителями деятельности, что помогло каждому ребенку осознать роль опыта семейного общения в жизни конкретного человека. Благодаря тесному контакту детей с родителями, каждый учащийся уяснил многие понятия, которые, к сожалению, так редко встречаются в современной жизни, также узнал много нового о культуре человеческих взаимоотношений.
Таким образом, основой эффективного взаимодействия школы и семьи является постоянное внимание школы к развитию ребенка, рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. Необходимо учитывать, что школа и семья решают единые задачи, но достижение решений этих задач осуществляется с помощью различных методов, способов, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье. Классному руководителю важно поддерживать контакт, активно взаимодействовать, сотрудничать с родителями. Для этого классному руководителю следует выбрать необходимые педагогические приемы, методы и формы взаимодействия семьи и школы для полноценного воспитания личности младшего школьника.
Использованная литература:
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина / Нач. школа. - 2005. - №11. - С. 68-71
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Дербенев П. Н. Школа, семья, общественность: Конспект лекций / П. Н. Дербенев. – Калинин, 2013. – 33 с.
4. Макаренко А. С. Лекция о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М. : Педагогика, 2008. – 96 с.
5. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций / В. А. Титов. - М. : «Приор – издат», 2011. – 224 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 214 с