ольга кобякова
Семья и школа — эффективные формы сотрудничества
Воспитание подрастающего поколения было и остается актуальной проблемой современной школы. Задача педагога – не только научить детей читать, писать и считать, но и прививать им определенные нормы поведения, моральные ценности. Учитель, «сея разумное, доброе, вечное», вправе надеяться на то, чтобы из его сегодняшних учеников выросли настоящие люди, достойные граждане своей великой страны. Воспитанием ребенка должны заниматься прежде всего родители. Это их главная обязанность, так как без участия семьи одному учителю будет очень сложно, а порой и невозможно вырастить хорошего человека. Это подтверждает и закон: статья 44 «Закона об образовании» РФ гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Чтобы достичь успеха, в образовательно-воспитательном процессе нужно задействовать все три стороны – учителя, родителей и детей. Но здесь может возникнуть проблема – все родители считают себя воспитателями, но далеко не у каждого есть необходимые знания. В этом школа может им помочь. Педагогу нужно пополнить багаж знаний родителей об особенностях воспитания детей. Таким образом, перед учителем поставлена еще одна важная задача - повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Чтобы добиться успеха, нужно привлекать родителей к активному участию в обучении и воспитании ребенка. Педагог должен добиться взаимопонимания между учителем и родителем, а также родителем и ребенком. Очень важно, чтобы в семье было положительное отношение к школе. К сожалению, сейчас многие родители винят школу и учителя в том, что их ребенок получил плохую оценку, не работал на занятиях, обидел одноклассника, нарушал дисциплину на перемене. Задача педагога – разобраться в ситуации и объяснить, что учитель не всегда виноват в том, что произошло.
Публикация «Семья и школа — эффективные формы сотрудничества» размещена в разделах
Ребенок может не работать на уроках, потому что взрослые не объяснили ему, как важно внимательно слушать учителя и трудиться на занятиях. Низкий балл учитель может поставить, потому что взрослые не помогли ребенку разобраться с домашним заданием, а сам он справиться не смог. Иными словами, важно донести до родителей ученика, что учитель не обслуживающий персонал, а специалист.
В работе с детьми очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку. В классе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья. Педагог должен найти общий язык с таким ребенком и сделать все, чтобы учиться ему было максимально комфортно. Очень важно, чтобы ребенок с ОВЗ нашел в классе друзей, чтобы дети хорошо относились к однокласснику с ограниченными возможностями здоровья. Некоторые дети в силу заболевания не могут ходить каждый день в школу, поэтому учатся на дому. Как же в таком случае организовать совместную работу учителя, родителей и детей?
Наступивший год юбилейный – Великой Победе исполняется 75 лет. Дети должны знать историю родной страны, но просто рассказать им о великом подвиге наших дедушек и бабушек недостаточно. Чтобы проникнуться духом военных лет, дети должны прочувствовать особенность того времени, мысленно перенестись в прошлое, очутившись в дыму столетий. Конечно, можно рассказать ученикам о победах советского народа, используя учебник и Интернет-ресурсы. Но намного интереснее будет организовать встречу с ветераном Великой Отечественной войны, который сможет рассказать учащимся о событиях тех лет из первых уст.
Необходимо учитывать, что дети, обучающиеся на дому, не смогут прийти в класс, а также самочувствие ветерана ВОВ может не позволить ему воспользоваться приглашением посетить школу. Здесь на помощь придут современные технологии. Как вариант – организация видеоконференции в Skype. Для этого нужно наличие компьютера или ноутбука, а также доступа в интернет у ветерана, у ребенка с ОВЗ и в школе. Прежде чем организовать видеоконференцию, педагог проводит работу с детьми и с родителями, которых тоже можно пригласить на онлайн-встречу с ветераном ВОВ. Видеоконференция устраивается в классе, а ветеран Великой Отечественной войны и дети с ОВЗ, обучающиеся на дому, находятся у себя дома. Взрослые в свою очередь должны объяснить детям о правилах поведения во время видеоконференции. Педагог может попросить детей и родителей заранее продумать вопросы, которые они потом зададут ветерану. После окончания видеоконференции можно устроить классный час с показом презентаций и/или фильмов на тему войны. Таким образом, чувство патриотизма и любовь к Родине для детей будут не просто словами. Учащиеся расширят кругозор, получат дополнительные знания об истории России. Дети получат впечатления от встречи с ветераном ВОВ, которых с каждым годом становится все меньше. А совместное с родителями мероприятие придаст особую значимость, поможет сблизить семью и школу.
Родители проведут с детьми воспитательную работу, разъяснив им, как нужно вести себя во время общения с человеком серебряного возраста, прошедшего войну и на себе испытавшем все тяготы послевоенного времени. Педагог, взаимодействуя с родителями, поможет сформировать у них положительное отношение к школе.
Совместные творческие мероприятия – это наиболее эффективная работа по налаживанию взаимопонимания между семьей и школой. К таким мероприятиям относятся: - детские утренники с приглашением членов семей; - экскурсии; - подготовка и проведение благотворительной ярмарки; - участие в акции «Доброе сердце»; - сбор макулатуры; - организация тематических классных часов по профориентации с приглашением родителей и т. д. Безусловно, старт этому дает начальная школа. Существует ошибочное мнение, что в начальной школе родители более активны сами по себе. Но это не так. Опытный учитель старается сделать так, чтобы родители стали его помощниками в деле обучения и воспитания детей.
Результат взаимодействия учителя, родителей и учеников это общение на основе совместной деятельности и ее переживание с последующим обсуждением. Таким образом, учитель создаст педагогические условия для расширения и обогащения форм нравственного воспитания школьников.
Список используемых источников
1. Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С. 112–119.
2. Нимаева Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 53-54.
3. Новикова Л. И. Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн., Кн. 1/Под ред. Л. И. Новиковой. — М. : Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 305 с.
4. Самойленко Е. В., Костюнина Е. А. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 735-738. — URL https://moluch.ru/archive/101/22914/ ( дата обращения: 08.12.2019).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изм. и доп. на 2019 г. // Законы и кодексы. – 2019. – С. 85