Татьяна Москвинова
«Семейные традиции на Руси». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Воспитывать в детях интерес и уважение к семейным традициям на Руси.
Публикация «„Семейные традиции на Руси“, Конспект занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Задачи: познакомить детей со старинными семейными русскими обычаями, расширять знания о культуре и быте русского народа, познакомить с русской народной игрой, пословицами, потешками, колыбельной, воспитывать уважение и интерес к истории Руси, обычаям старины.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Развивать технические умения и навыки работы с тканью и нитью, формировать умение участвовать в русских народных играх, эмоциональную отзывчивость.
Словарь существительные: оберег, колыбелька, чугунок, ухват, лапти, рушник, кувадка, прилагательные: деревянная, старинный, расписная.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хозяйка этой избы. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Воспитатель: «Собрались все дети в круг! Я твой друг и ты мой друг!
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!»
А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями, но не просто словами, а по старинному русскому обычаю.
Дети здороваются, низко клонятся и подают гостям хлеб с солью: «Здравствуйте, гости дорогие!».
Воспитатель: Почему именно с солью встречали гостей?
Дети: Соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям.
Воспитатель: Что такое обычаи наших предков?
Дети: Обычаи - это правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я приглашаю вас в путешествие в прошлое! Проходите за мной.
«Есть в России уголок, где из труб идет дымок.
Кто хоть раз попал туда, не забудет никогда!».
Дети проходят к русской избе
Воспитатель: Ой. Ребята, а куда это мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей! Вы догадались, где мы?
Дети: В русской избе.
Пословицы про быт
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без хозяина дом сирота.
Брат сестре не указ в стряпне.
Будет и на нашей улице праздник.
Был квас, да не было вас.
В голодный год лучше хлеба кусок, чем слиток золота.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В каждой избушке свои погремушки.
В своей-то печи и дрова ярче горят.
В своём доме как хочу, так и ворочу.
Воспитатель: Да, ребята, мы с вами в русской избе. Посмотрите, здесь стоит стол, на нем самовар, красивая деревянная посуда. А вот это русская печь, давайте подойдем поближе и хорошенько все рассмотрим. – На печи стоит чугунок, в нем готовили еду. Хотите его потрогать? (дети рассматривают). А вот это что за рогатина такая, знаете? – Это, ребята ухват, с его помощью ставили чугунок в печь, чтобы не обжечься. – А это вы узнали? (лапти). – Это, ребята лапти, их одевали на ноги.
Раздается плач ребенка.
- Дети, мне кажется, кто-то плачет, послушайте! (смотрим вокруг). Вот кто у нас плачет! (достаю куклу из колыбельки). – Это малыш, он только сегодня родился, поэтому и плачет, давайте его покачаем? (качаю, плач стихает).
Ребята, проходите, садитесь на скамеечки, и послушайте историю.
С давних времен, когда ребеночек рождается, родители придумывают ему имя. У этого малыша старинное русское имя – Егорушка. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Егор – значит хозяин земли. Когда родители назвали его таким именем, то хотели, чтобы, когда Егорка вырастет, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым! Сейчас, когда ребенок маленький, его все будут звать Егорушкой. А когда он вырастет, то и имя его вырастет, и его будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет.
Словесная игра «Как вырастет ваше имя»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и познакомились с Егоркой и назвали ему свои имена. – Положу- ка я Егорку, в колыбельку.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, здесь для Егорки приготовлены вещи, что же это?
Дети по очереди называют уголек, зернышки и монетки
Воспитатель: Кто знает, для чего они?
Дети: Давным-давно, когда еще наши прабабушки и прадедушки были маленькими, эти вещи клали в таз с водой, когда ребенка купали в первый раз. И говорили ему пожелания.
Воспитатель: А теперь по старинному русскому обычаю давайте положим эти предметы и скажем пожелания.
Дети кладут уголек: Привыкай Егорка к домашнему теплу.
Дети кладут зернышки: Будь Егорушка всегда сыт.
Дети кладут монетки: Будь Егорка всегда богат!
Воспитатель: А что теперь надо сделать?
Дети: После первого купания одевали ребенка в отцовскую рубаху, чтобы он был похож на отца и матушку. Был таким же работящим, сильным, честным, как они.
Воспитатель: Посмотрите, дети, рубаха какая? (красная, красивая, нарядная).
Ну что, ребята, Егорка наш сладко спит, да и вы, наверное, устали, давайте поиграем в игру. Выходите и становитесь в круг. – Давайте поиграем.
Русская народная игра «Звонарь».
Дети стоят в кругу, я хожу по кругу и говорю: «Дили – дили - дили-дон! Угадай, откуда звон!». Поворачиваюсь к ребенку, три раза хлопаю в ладоши и кланяюсь, он повторяет. И мы вместе идем по кругу и приговариваем «Дили-Дили-Дили –дон…», каждый последующий игрок включается в игру.
Воспитатель: Понравилась вам игра? А теперь давайте пойдем и посмотрим, спит ли Егорка. Ой, как сладко спит! Давайте и мы присядем. А когда все дела сделаны, прижмутся дети к теплой печи, да и слушают мамины притчи. Вот и вы мою послушайте.
А вы знаете, что ещё самым главным в избе был красный угол, это место, где люди зажигали свечи за здравие близких, родных. Вот сегодня мы вам расскажем притчу о свечах.
Притча о свечах.
Воспитатель: Три свечи стояли на столе, спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают. 1 свеча сказала.
Свеча 1:(ребенок в руках свеча) Я- Вера! к сожалению, я никому ни нужна. Люди не хотят ничего слышать обо мне. Думаю, мне не остается не чего другого, как погаснуть.
Воспитатель: Едва она замолчала подул легкий ветерок и загасил свечу. 2 свеча опечалилась.
Свеча 2:(ребёнок в руках свеча) Я- Надежна! У меня нет больше сил поддерживать свой огонек. Мир стал таким жестоким и несправедливым. Люди перестали надеяться на будущее. Люди перестали надеяться даже на тех, кто их любит больше всего - своих близких.
Воспитатель: Сказала она и погасла, вдруг в комнату вошел ребенок и увидел две потухшие свечки, испуганно закричал.
Ребё нок: Что вы делаете? Вы должны гореть. Я боюсь темноты.
Свеча 3:Не бойся не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие свечи. Ведь я материнская любовь!
Воспитатель: И правильно ребята каждая мама согревает теплом и любовью своего сердца, и детки обязательно должны слушаться своих родителей.
– А пока ребеночек спал, его родные тоже без дела не сидели, а делали для малыша подарки. Магазинов тогда не было, все приходилось делать своими руками. Кто-то рубаху шил, кто-то носочки вязал, игрушки мастерил. Давайте и мы с вами сделаем подарки для Егорки. Проходите, и садитесь за столики. (садятся за столы). – Ребята, давайте сделаем не простой подарок, а подарок – оберег. Оберег, от слова оберегать. Это (показываю) куколка – кувадка. Ее подвешивали над колыбелькой новорожденного. Считалось, что эта куколка оберегает малыша от болезней, бед, прогоняет бессонницу. А когда ребенок вырастал, то мог просто играть такой куколкой. (делаем кувадки).
Какие красивые куколки у вас получились. А теперь, давайте положим их в колыбельку нашему Егорке и скажем свои пожелания.
- никогда не болей, будь здоров, расти сильным, крепким, будь добрым, слушай отца и матушку и др. Молодцы, ребята! Вам понравилось наше путешествие? (ответы).