Лучший педагог года

«Семейные традиции на Руси». Конспект занятия

Татьяна Москвинова
«Семейные традиции на Руси». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Воспитывать в детях интерес и уважение к семейным традициям на Руси.

Публикация «„Семейные традиции на Руси“, Конспект занятия» размещена в разделах

Задачи: познакомить детей со старинными семейными русскими обычаями, расширять знания о культуре и быте русского народа, познакомить с русской народной игрой, пословицами, потешками, колыбельной, воспитывать уважение и интерес к истории Руси, обычаям старины.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивать технические умения и навыки работы с тканью и нитью, формировать умение участвовать в русских народных играх, эмоциональную отзывчивость.

Словарь существительные: оберег, колыбелька, чугунок, ухват, лапти, рушник, кувадка, прилагательные: деревянная, старинный, расписная.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хозяйка этой избы. Подходите ко мне и становитесь в круг.

Воспитатель: «Собрались все дети в круг! Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!»

А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями, но не просто словами, а по старинному русскому обычаю.

Дети здороваются, низко клонятся и подают гостям хлеб с солью: «Здравствуйте, гости дорогие!».

Воспитатель: Почему именно с солью встречали гостей?

Дети: Соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям.

Воспитатель: Что такое обычаи наших предков?

Дети: Обычаи - это правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я приглашаю вас в путешествие в прошлое! Проходите за мной.

«Есть в России уголок, где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда, не забудет никогда!».

Дети проходят к русской избе

Воспитатель: Ой. Ребята, а куда это мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей! Вы догадались, где мы?

Дети: В русской избе.

Пословицы про быт

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без хозяина дом сирота.

Брат сестре не указ в стряпне.

Будет и на нашей улице праздник.

Был квас, да не было вас.

В голодный год лучше хлеба кусок, чем слиток золота.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В каждой избушке свои погремушки.

В своей-то печи и дрова ярче горят.

В своём доме как хочу, так и ворочу.

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами в русской избе. Посмотрите, здесь стоит стол, на нем самовар, красивая деревянная посуда. А вот это русская печь, давайте подойдем поближе и хорошенько все рассмотрим. – На печи стоит чугунок, в нем готовили еду. Хотите его потрогать? (дети рассматривают). А вот это что за рогатина такая, знаете? – Это, ребята ухват, с его помощью ставили чугунок в печь, чтобы не обжечься. – А это вы узнали? (лапти). – Это, ребята лапти, их одевали на ноги.

Раздается плач ребенка.

- Дети, мне кажется, кто-то плачет, послушайте! (смотрим вокруг). Вот кто у нас плачет! (достаю куклу из колыбельки). – Это малыш, он только сегодня родился, поэтому и плачет, давайте его покачаем? (качаю, плач стихает).

Ребята, проходите, садитесь на скамеечки, и послушайте историю.

С давних времен, когда ребеночек рождается, родители придумывают ему имя. У этого малыша старинное русское имя – Егорушка. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Егор – значит хозяин земли. Когда родители назвали его таким именем, то хотели, чтобы, когда Егорка вырастет, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым! Сейчас, когда ребенок маленький, его все будут звать Егорушкой. А когда он вырастет, то и имя его вырастет, и его будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет.

Словесная игра «Как вырастет ваше имя»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и познакомились с Егоркой и назвали ему свои имена. – Положу- ка я Егорку, в колыбельку.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, здесь для Егорки приготовлены вещи, что же это?

Дети по очереди называют уголек, зернышки и монетки

Воспитатель: Кто знает, для чего они?

Дети: Давным-давно, когда еще наши прабабушки и прадедушки были маленькими, эти вещи клали в таз с водой, когда ребенка купали в первый раз. И говорили ему пожелания.

Воспитатель: А теперь по старинному русскому обычаю давайте положим эти предметы и скажем пожелания.

Дети кладут уголек: Привыкай Егорка к домашнему теплу.

Дети кладут зернышки: Будь Егорушка всегда сыт.

Дети кладут монетки: Будь Егорка всегда богат!

Воспитатель: А что теперь надо сделать?

Дети: После первого купания одевали ребенка в отцовскую рубаху, чтобы он был похож на отца и матушку. Был таким же работящим, сильным, честным, как они.

Воспитатель: Посмотрите, дети, рубаха какая? (красная, красивая, нарядная).

Ну что, ребята, Егорка наш сладко спит, да и вы, наверное, устали, давайте поиграем в игру. Выходите и становитесь в круг. – Давайте поиграем.

Русская народная игра «Звонарь».

Дети стоят в кругу, я хожу по кругу и говорю: «Дили – дили - дили-дон! Угадай, откуда звон!». Поворачиваюсь к ребенку, три раза хлопаю в ладоши и кланяюсь, он повторяет. И мы вместе идем по кругу и приговариваем «Дили-Дили-Дили –дон…», каждый последующий игрок включается в игру.

Воспитатель: Понравилась вам игра? А теперь давайте пойдем и посмотрим, спит ли Егорка. Ой, как сладко спит! Давайте и мы присядем. А когда все дела сделаны, прижмутся дети к теплой печи, да и слушают мамины притчи. Вот и вы мою послушайте.

А вы знаете, что ещё самым главным в избе был красный угол, это место, где люди зажигали свечи за здравие близких, родных. Вот сегодня мы вам расскажем притчу о свечах.

Притча о свечах.

Воспитатель: Три свечи стояли на столе, спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают. 1 свеча сказала.

Свеча 1:(ребенок в руках свеча) Я- Вера! к сожалению, я никому ни нужна. Люди не хотят ничего слышать обо мне. Думаю, мне не остается не чего другого, как погаснуть.

Воспитатель: Едва она замолчала подул легкий ветерок и загасил свечу. 2 свеча опечалилась.

Свеча 2:(ребёнок в руках свеча) Я- Надежна! У меня нет больше сил поддерживать свой огонек. Мир стал таким жестоким и несправедливым. Люди перестали надеяться на будущее. Люди перестали надеяться даже на тех, кто их любит больше всего - своих близких.

Воспитатель: Сказала она и погасла, вдруг в комнату вошел ребенок и увидел две потухшие свечки, испуганно закричал.

Ребё нок: Что вы делаете? Вы должны гореть. Я боюсь темноты.

Свеча 3:Не бойся не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие свечи. Ведь я материнская любовь!

Воспитатель: И правильно ребята каждая мама согревает теплом и любовью своего сердца, и детки обязательно должны слушаться своих родителей.

– А пока ребеночек спал, его родные тоже без дела не сидели, а делали для малыша подарки. Магазинов тогда не было, все приходилось делать своими руками. Кто-то рубаху шил, кто-то носочки вязал, игрушки мастерил. Давайте и мы с вами сделаем подарки для Егорки. Проходите, и садитесь за столики. (садятся за столы). – Ребята, давайте сделаем не простой подарок, а подарок – оберег. Оберег, от слова оберегать. Это (показываю) куколка – кувадка. Ее подвешивали над колыбелькой новорожденного. Считалось, что эта куколка оберегает малыша от болезней, бед, прогоняет бессонницу. А когда ребенок вырастал, то мог просто играть такой куколкой. (делаем кувадки).

Какие красивые куколки у вас получились. А теперь, давайте положим их в колыбельку нашему Егорке и скажем свои пожелания.

- никогда не болей, будь здоров, расти сильным, крепким, будь добрым, слушай отца и матушку и др. Молодцы, ребята! Вам понравилось наше путешествие? (ответы).

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении выставки «Традиции Святой Руси» в начальной школеФотоотчет о проведении выставки «Традиции Святой Руси» в начальной школе В нашей школе прошла неделя русской культуры "Традиции Святой Руси". Учащиеся ближе познакомились с особенностями жизни и быта русского.

Конспект беседы «Семья и семейные традиции» для детей старшей группыКонспект беседы «Семья и семейные традиции» для детей старшей группы Конспект беседы «Семья и семейные традиции» для детей старшей группы. Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Семейные традиции на Руси». Конспект занятия
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 13:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Семейные традиции на Руси». Конспект занятия» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Москвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД