Наталия Бахтигареева
Конспект занятия в формате семейных посиделок и изготовление народной игровой куклы «Тряпичный конь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса для детей и родителей
«Семейные посиделки – изготовление народной игровой куклы «Тряпичный конь».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формирование интереса к национальной культуре и традиционной народной кукле, объединение знаний и опыта по изготовлению народной игровой куклы «Тряпичный конь».
Задачи:
создать единое воспитательное пространство «родители–дети–педагог»;
Публикация «Конспект занятия в формате семейных посиделок и изготовление народной игровой куклы „Тряпичный конь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Посиделки
- Темочки
вовлечь детей и родителей в художественно-творческую деятельность;
познакомить с основными приемами работы с тканью и нитью при изготовлении народной куклы «Тряпичный конь»;
дать знания по использованию инструкций при работе по изготовлению куклы;
приобщать к духовным и культурным ценностям российского народа и традиционной народной кукле.
Оборудование: народные игровые тряпичные куклы; кукла-перевертыш; демонстрационный образец «Тряпичный конь»; 4 прямоугольных лоскута натуральных, ярких тканей (размеры: 35х17 см – шея/передние ноги; 22х18см – голова/грива; 25х17см - задние ноги; 27х18см – туловище/хвост); прочная нить; ножницы; буклет-инструкция по изготовлению куклы; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Дети и родители заходят в студию художественного творчества и занимают места за столом).
Воспитатель:
- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Очень приятно, что наша встреча в кружке «Экопластика» пройдет практически в семейном кругу. Предлагаю назвать ее «Семейные посиделки». Согласны? (Да.)
- Тогда давайте познакомимся. Ребята, представьте своих мам. (Дети называют имена своих мам).
- Очень приятно.
- Деятельность нашего кружка направлена на формирование практических умений и навыков детей в различных видах художественно-творческой деятельности. Сегодня предлагаю нам с вами обратиться к русской народной культуре, а именно к тряпичной кукле. Но для начала, я хотела бы рассказать вам сказку… Поможет мне в этом кукла кукол. Сейчас вы поймете, почему она так называется.
(Сказка с использованием народной куклы «Девка-Баба» и Ванька-Иван Иваныч).
- Вот так через народную куклу сохраняются редчайшие семейные ценности и передаются из поколения в поколение.
Тряпичных кукол делали не только для девочек, но и для мальчиков. Вот, например, кукла – Кулачник. Играя, учились мальчики быть настоящими мужчинами, держать удар, защищая семью и Родину, но при этом первым никогда не нападать.
А вот растить хлеб, держать хозяйство в порядке, да бережно относиться к животным помогала… Отгадайте загадку:
Не пахарь, не столяр,
Не кузнец не плотник,
А первый на селе работник.
(Ответ: конь.)
- Конечно. (Показ тряпичного коня). В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без этого животного не могла обойтись ни посевная, ни посадка, ни свадьба. Всюду человека сопровождал верный конь. С тех времен сохранилось выражение «быть на коне», означающее успех и удачу.
Из чего только не делали Коня. Из лыка, соломы, дерева… Я же предлагаю вам сделать его из ткани, точнее из лоскутков.
Но для начала, давайте подготовим свои руки к работе.
(Пальчиковая гимнастика «Лошадка)
Пролегла дорога гладко, (растираем ладони).
Скачет вдоль по ней лошадка. (пальцами обеих рук слегка постучать по столу)
Цок-цок-цок, цок-цок-цок – (ладонями обеих рук постучать по столу)
Через поле во лесок. (пальцами обеих рук барабанить по столу).
2. Основная часть.
(Воспитатель обращает внимание детей и родителей на материалы, подготовленные для изготовления куклы «Тряпичный конь»).
Воспитатель:
- Посмотрите, перед вами 4 лоскута ткани, разного размера, нитки и ножницы. Это все, что потребуется для работы. Также перед вами буклет-инструкция на случай, если потребуется себя проверить.
(Показ сборки игрушки)
1. Из самого большого прямоугольника делаем скатку для передних ног: складываем к центру края короткой стороны, затем пополам и еще дважды - получаем скатку шириной приблизительно 2см. Завязываем нитью отступив от края 1 см.
2. Складываем в «гармошку» и сгибаем пополам ткань для гривы.
3. Складываем скатку передних ног пополам и вкладываем в нее «гармошку»-гриву, перевязываем голову коня тройным узлом крест на крест.
4. Складываем в «гармошку» ткань для туловища и хвоста и этой деталью оборачиваем туловище коня. Перевязать туловище ниткой
5. Делаем скатку для задних ног, перевязываем ниткой на расстоянии 1 см от края.
6. Теперь надо обернуть деталью ног туловище и перевязать задние ноги ниткой.
Практическая работа – изготовление куклы «Тряпичный конь».
(Во время работы педагог отвечает на возникающие вопросы, помогает, хвалит и восхищается результатом.)
- Какие все молодцы! Замечательные куклы у вас получились! Ну как не похвастать друг перед другом.
- А кто мне ответит, где на Руси народ собирался, да товаром своим похвалялся? (На ярмарке)
- Конечно! И я вас на ярмарку приглашаю, себя покажем, на других посмотрим. Может и Ванька придет себя коня подобрать.
(Дети и родители встают из-за стола, образуют два круга – внешний – родители и воспитатель с народной куклой Ванька и внутренний – дети с тряпичными лошадками, лицом к лицу. В получившихся парах дети показывают свои работы взрослым («хвалятся»). Ванька «присматривает» себе Коня. Затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Музыкальное сопровождение: аккордеон.)
(Воспитатель заканчивает ярмарку от имени куклы Ваньки.)
- Очень хорошие Кони у вас! Да боюсь прогадать. Спешить не буду, в другой раз приду. Может тогда подберу.
- До свидания, Ванечка! (Участники посиделок провожают куклы)
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Вот и нам с вами пришло время расставаться! Надеюсь, что вам понравилось творить сказку своим руками? Тогда давайте непременно еще раз встретимся, может кто-то из родителей подаст нам интересную идею изготовления тряпичных кукол.
До новых встреч!
(Дети и родители покидают студию).