Екатерина Дьячкова
Консультация «Семейные ценности в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семейные ценности в воспитании детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зырянская средняя образовательная школа
Дошкольный уровень детский сад «Ромашка».
«Семейные ценности в воспитании детей дошкольного возраста».
Воспитатель : Дьячкова Е. И.
Публикация «Консультация „Семейные ценности в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Проблема: Ослабление связей между детьми и родителями; потеря традиций как фундамента культурной жизни; утрата совокупности духовных ценностей.
Актуальность: В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
Самое главное в жизни ребёнка - его семья. Воспитанием ребёнка, как правило, занимаются родители: мама и папа. Но в наше время родители недооценивают значимость семейных традиций. К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми, но и между родными внутри семьи. Большое влияние на воспитание ребёнка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
Цель: Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи: Формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Формировать и конкретизировать первоначальные представления о семье, о взаимоотношениях детей в семье, о себе, о маме и папе, об особенностях мамы и папы, девочки и мальчика. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй. Организовать реализацию данных задач в детском саду таким образом, чтобы они обеспечили каждому ребёнку гармоничное развитие, помогли ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.
Методы и формы, применяемые в работе:
- Составление перспективного плана.
- Беседы на тему: «Моя счастливая семья» (рассказы детей о своей семье по семейному альбому).
- Работа с родителями принести семейные альбомы.
- Рассказ воспитателя на тему : «Счастье в моей семье».
- Составление рассказов детьми о семье.
- Составление картотеки дидактические игры: «Что такое семейное счастье (из чего оно состоит? «Только добрые дела».
- Объяснение и разучивание пословиц «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
- Хозяйственно-бытовой труд: «Чем я могу помочь дома».
- Чтение художественной литературы: В. Сухомлинского «Семь дочерей»; сказки М. Скребцова «Сердце матери»; стихи о маме; о семье.
- Оформление альбома «Моя семья»;
- Выставка совместных работ родителей и детей «Моё генеалогическое древо»
- Изготовление кукол в национальных костюмах.
- Составление картотек : пословицы и поговорки о семье; колыбельные; подвижные игры; сюжетно-ролевые игры; словесные игры.
- Аудиозаписи музыкальных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке.
- Изготовление атрибутов для игр.
- Выставки детских работ «Подарок маме (бабушке, сестрёнке)», «Подарок папе (дедушке, братишке)».
- Создание уголка семьи.
- Индивидуальные беседы с детьми о семье.
- Фотоальбом «Наши защитники» (армейские фотографии отцов).
- Выставка иллюстраций, репродукций картин, фотографий «Наши мамы».
- Выставка рукописных книг на тему «Как начинается семья».
- Выставка детских работ «Мои мама и папа».
- Выставка книг, иллюстраций, картин о семье.
- Совместное участие родителей и детей в праздниках.
Предполагаемый результат:
Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.
Родители: приобретут знания о семейных традициях, праздниках; укрепят междусемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции.
Воспитатели : расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни.
При реализации данной работы родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду. Интерес и доверие друг к другу позволит родителям узнать о культурных традициях других семей, поделиться опытом воспитания, появится желание перенять традиции, создать новые.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Для ребёнка семья – это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья.
Эффективными формами работы стали: беседы – «Моя счастливая семья» (рассказы детей о своей семье по семейному фотоальбому); «Моя мама и папа (расширение представления детей о родителях); «Кем работают мама и папа» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии); «Настоящие мужчины и женщины» (с использованием тематических альбомов); «Качества мам и пап» (Составь портрет); «Хозяйство семьи» (ознакомление с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома).
Рассказы воспитателя на темы : «Счастье в моей семье» (рассматривание семейных фотографий); «Рождество»; «Новый год»; «Колядки».
Составление рассказов на темы: «Чем я могу помочь маме и папе»; «Что я могу сделать, чтобы порадовать маму (папу, сестру, брата, бабушку, дедушку); «Что нужно сделать, чтобы быть похожим на маму (папу); «О красоте и мужестве»; «Как папа с мамой познакомились»; составление рассказов и подбор иллюстраций к ним: «Что нужно сделать, чтобы стать настоящей мамой», «Что нужно сделать, чтобы стать настоящим папой»; составление рассказа и схемы «Моё будущее генеалогическое древо».
Дидактические игры: «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье); «Найди сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими родными);
«Узнай по описанию» (мужские и женские качества); «Что такое семейное счастье (из чего состоит?; «Узнай, кто это» (по частям одежды,
«Собери правильно» (пол, возраст людей); «Дети и мамы»; «Угадай, чье?»; «Составь портрет»; «Что за чем?» (выложи последовательность периодов развития семьи).
Встречи с близкими людьми «Наша бабушка (дедушка)»-воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям. Рассматривание семейных фотографий (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах, воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу). Составление картотеки пословиц и поговорок о семье. Объяснение и разучивание их. Ситуативный разговор «Как поиграть, если кто-то в семье отдыхает»; проблемная ситуация «Если дома кто-то заболел»; рисование членов своей семьи.
После проведённых бесед выяснилось, что дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Одной из интересных форм работы стала проектно-исследовательская деятельность по составлению родословной, которая проводилась в семье. В результате изучение родословной у детей расширились знания о семье, сформировались представления об отношениях родства, чувство ответственности перед памятью своих предков. Использовала в своей работе метод проектов. Реализация проектов «Генеалогическое древо моей семьи»; «Герб моей семьи», обеспечило условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему, появилось стремление собрать как можно больше информации о семье, о родных и близких. Родители вместе с детьми осознали значимость работы и вместе радовались успехам.
Формирование у дошкольников семейных ценностей невозможно без сотрудничества с родителями. Одной из действенных форм сотрудничества детского сада и семьи стала реализация проекта – Семья, в которой счастлив Я. Мама – самый родной и любимый человек на свете, поэтому и гуманные чувства воспитываются у ребёнка, прежде всего по отношению к матери. Средством воспитания любви и уважения к матери явилось чтение и обсуждение сказки М. Скребцова «Сердце матери»; сказки «Айога»; притчи В. Сухомлинского «Семь дочерей»; объяснение и разучивание пословиц о маме («При солнышке тепло, при матери -добро») и многих других пословиц о маме (картотека); организация досуга «Мама, мамочка» ; изготовление подарков для мамы, рисование портрета. Цель этой работы- формирование первичных ценностных представлений о самом близком и родном человеке – маме, о роли матери в жизни каждого ребёнка, о значении ее любви и заботы. В течение года организовались различные фотовыставки, выставки совместных работ, поделок детей и родителей : «Осенняя палитра»; «Осенние фантазии»; конкурс новогодних поделок и семейного творчества
«Новогоднее чудо»; «Символ года»; «Оригинальная ёлочка»; «Ёлочная игрушка». Участие в 5 Всероссийском конкурсе, посвященного Международному дню семьи «Семья – это мы! Семья – это я!».
Эта деятельность сформировала ценностное отношение к совместному семейному труду, послужила сплочению семьи, способствовала развитию доверительных отношений между членами семьи, создала благоприятную эмоциональную атмосферу для нормального развития ребенка.
Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в семье. Использовались такие формы воспитательного взаимодействия с семьей как, беседы и консультации с целью формирования представлений родителей о семейных ценностях, о значимости семьи для детей; семейные мероприятия и вечера.
Среди детей и родителей пользуются популярностью проведение совместных праздников, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердце детей. Это такие праздники, как: «Здравствуй Осень»; «Осенние фантазии»; «Зимушка – зима»; «Зима – начинается с Якутии»; «Новый год»; «Наши защитники»; «8 Марта»; «Мисс малышка»; экологические праздники. Традиционны и любимы так же и праздники, и развлечения как «День матери»; «День отца»; «Посиделки»; «Спортивная семья». Из православных праздников отмечаем Рождество, Масленица, Пасха. На занятиях знакомим детей с традициями празднования этих праздников, с сюжетом события, раскрываются духовное значение праздника, чему они нас учат, как следует изменить своё отношение к окружающим людям, какие нравственные уроки извлекаем. Дети знакомятся с благочестивыми традициями праздника, которые по возможности необходимо внедрять и в семьи (поэтому в подготовку праздника вовлекаем и родителей).
Пользуются успехом и такие формы работы, как создание фотоколлажей на тему: «Как мы провели лето»; «В здоровом теле – здоровый дух»;
«Мама, папа, я спортивная семья»; «Наш питомец»; «Хобби моей семьи».
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогл такие формы работы: коллективная совместная деятельность при изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Любимые сюжетно-ролевые игры детей : «Семья невозможна без детей»; «Отдых, труд, спорт мужчин и женщин»; «Мужчины в семье»; «Сыновья- отцы»; «Я-папа»; «Я- мама»; «Семья»; «Дочки- матери».
В процессе сбора информации в группе оформили фотоальбом «Моя семья», дети совместно с родителями составляли рассказы о своей семье. Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы на темы: «Какая у вас семья!»; «Чем я могу помочь маме и папе»; «Что я могу сделать, чтобы порадовать маму (папу, сестру, брата); «Только добрые дела»; «Что такое семейное счастье (из чего оно состоит)»
Формирование здорового образа жизни должно начинаться и в детском саду и в семье. В данном направлении с детьми проведены занятия, игры, с родителями беседы, спортивные досуги, папки-раскладушки. Для детей необходим положительный пример взрослых, в первую очередь родителей. Проводятся родительские собрания, спортивные праздники и досуги, приглашаются родители и на занятия.
В области «Безопасность» с детьми проведено ряд бесед: «Безопасность в доме»; «Правила поведения на природе»; «Что можно, что нельзя». Для закрепления знаний детей о правилах поведения на улицах и дорогах создан «Центр дорожного движения», было проведено открытое занятие с приглашением родителей «Знатоки дорожных правил».
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений детей является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Часто наши дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают мама и папа, чем они занимаются. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание знакомству детей с миром профессий, что способствует формированию устойчивого познавательного интереса детей к труду, уважение к людям труда, обогащает словарный запас.
Следует помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка. Формируя у детей навыки самообслуживания, проводились беседы и индивидуальные консультации с родителями, уделяя особое внимание на то, чтобы они чрезмерно не опекали своих детей. Постоянно советую родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагаю в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке. Для родителей разработала тематические консультации : «Воспитание любовью»; «Семейные традиции»; «Игры нашего детства». Проводились совместные праздники. Оформление стенда: «Моя семья». Также родители постоянно привлекаются к участию в конкурсах. Созданные детьми рисунки и поделки с совместным участием родителей занимают почетные места не только в районных конкурсах, но и в Республиканских и во Всероссийских,
Таким образом, проводимая работа способствует: сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, что благотворно влияет на позитивные отношения в семьях воспитанников. Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, любви, помощи, уважения к своим близким. Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений. И главным результатом должно стать усвоение детьми вечных ценностей, воспитания милосердия, сострадания, любви к родным и близким. Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня»!
По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, любви, помощи, уважения по отношению к своим родным и близким.