Людмила Киселева
Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада»
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №34 «Киселёва Л. В.
Каждому, кто работает в детском саду, известно, что поступление новых детей в учреждение - трудная пора, а особенно, когда приходят дети раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям.
Адапта ция (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.
Публикация «Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Наша задача ускорить процесс привыкания детей к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.
Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу группы: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.
Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Практика показывает, что нужно вначале успокоить родителей для более эффективной адаптации. Взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. А когда родители видят своих детей спокойными, улыбающимися, занятыми игрой, рассматриванием книг, тогда они понимают, что у ребенка наладились взаимоотношение и с детьми и с воспитателем, тогда они будут доверительно относиться и спокойно приводить своих малышей в детский сад. Поэтому мы приглашаем родителей перед выходом в детский сад посмотреть и познакомиться с группой, показываем шкафчики, кроватки, рассказываем, чем ребёнок будет заниматься, во что играть. Знакомим с режимом дня, предлагаем обратить внимание на информационные стенды в приемной и холлах детского сада, где размещена необходимая для них информация (о возрасте ребенка, адаптационном периоде, правилах поведения в детском саду, контактные телефоны воспитателей, работающих с их детьми и т. д.) Всегда стараемся с родителями обсудить совместные действия, которые облегчили бы сложный для ребенка период адаптации к детскому саду. Если родители будут доверять нам, то и дети будут поступать также. Если ребенок будет видеть хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и сотрудниками, то он гораздо быстрее привыкнет и к воспитателю и к условиям ДОУ, а значит и адаптация пройдет быстрее и легче.
Родителей, вроде, адаптировали. Начинаем принимать детей. Во время адаптационного периода используем гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает. Новых детей принимаем на адаптацию постепенно. К детям всегда проявляем индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
Каждый педагог, а особенно работающий с детьми раннего возраста должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать потешки, частушки, колыбельные песни, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.
На данном этапе необходимо тесное сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но все должно быть в меру.
И, конечно, помним, что лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
И обязательно ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
Период адаптации требует от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:
- отсутствуют поблизости мама с папой и прочие родственники;
- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
- нужно взаимодействовать с другими детьми;
- уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 25 малышами);
- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Различают несколько степеней тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель. Понять, что ребенок хорошо адаптируется к детскому саду можно по следующим признакам:
- он легко остается в группе с другими детишками;
- при общении с воспитателем выстраивает визуальный контакт;
- не стесняется и не боится попросить помощи у взрослого персонала;
- может первым выйти на контакт с одногруппниками;
- способен самостоятельно заниматься собственными делами в течение небольшого времени;
- его не травмирует новый режим дня, он спокойно ему следует;
- испытывает соответствующую реакцию на одобрительные или неодобрительные высказывания воспитателя;
- делится с родителями о том, как проходит его день в детском саду.
средняя адаптация: нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально – возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение полтора- двух недель.
тяжелая адаптация: ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально – возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности, речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
очень тяжелая адаптация: встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок (0,5 года и более).
Как бы мы ни готовили ребенка к детскому саду все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса (отказ от пищи, негативное эмоциональное состояние, ухудшение самочувствия, беспокойный сон).
В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты на листах адаптации (пример).