Получи документы

Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада

Людмила Киселева
Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

«Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №34 «Киселёва Л. В.

Каждому, кто работает в детском саду, известно, что поступление новых детей в учреждение - трудная пора, а особенно, когда приходят дети раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям.

Адапта ция (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.

Публикация «Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада» размещена в разделах

Наша задача ускорить процесс привыкания детей к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.

Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу группы: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.

Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Практика показывает, что нужно вначале успокоить родителей для более эффективной адаптации. Взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. А когда родители видят своих детей спокойными, улыбающимися, занятыми игрой, рассматриванием книг, тогда они понимают, что у ребенка наладились взаимоотношение и с детьми и с воспитателем, тогда они будут доверительно относиться и спокойно приводить своих малышей в детский сад. Поэтому мы приглашаем родителей перед выходом в детский сад посмотреть и познакомиться с группой, показываем шкафчики, кроватки, рассказываем, чем ребёнок будет заниматься, во что играть. Знакомим с режимом дня, предлагаем обратить внимание на информационные стенды в приемной и холлах детского сада, где размещена необходимая для них информация (о возрасте ребенка, адаптационном периоде, правилах поведения в детском саду, контактные телефоны воспитателей, работающих с их детьми и т. д.) Всегда стараемся с родителями обсудить совместные действия, которые облегчили бы сложный для ребенка период адаптации к детскому саду. Если родители будут доверять нам, то и дети будут поступать также. Если ребенок будет видеть хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и сотрудниками, то он гораздо быстрее привыкнет и к воспитателю и к условиям ДОУ, а значит и адаптация пройдет быстрее и легче.

Родителей, вроде, адаптировали. Начинаем принимать детей. Во время адаптационного периода используем гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает. Новых детей принимаем на адаптацию постепенно. К детям всегда проявляем индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

Каждый педагог, а особенно работающий с детьми раннего возраста должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать потешки, частушки, колыбельные песни, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

На данном этапе необходимо тесное сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но все должно быть в меру.

И, конечно, помним, что лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

И обязательно ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Период адаптации требует от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

- отсутствуют поблизости мама с папой и прочие родственники;

- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;

- нужно взаимодействовать с другими детьми;

- уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 25 малышами);

- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;

- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;

- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;

- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;

- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;

- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Различают несколько степеней тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель. Понять, что ребенок хорошо адаптируется к детскому саду можно по следующим признакам:

- он легко остается в группе с другими детишками;

- при общении с воспитателем выстраивает визуальный контакт;

- не стесняется и не боится попросить помощи у взрослого персонала;

- может первым выйти на контакт с одногруппниками;

- способен самостоятельно заниматься собственными делами в течение небольшого времени;

- его не травмирует новый режим дня, он спокойно ему следует;

- испытывает соответствующую реакцию на одобрительные или неодобрительные высказывания воспитателя;

- делится с родителями о том, как проходит его день в детском саду.

средняя адаптация: нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально – возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение полтора- двух недель.

тяжелая адаптация: ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально – возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности, речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

очень тяжелая адаптация: встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок (0,5 года и более).

Как бы мы ни готовили ребенка к детскому саду все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса (отказ от пищи, негативное эмоциональное состояние, ухудшение самочувствия, беспокойный сон).

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты на листах адаптации (пример).

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 10:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Секреты успешной адаптации детей раннего возраста к условиями детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Киселева (УИ 10052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД