Ольга Синицына
Секреты детского конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
К 4-м годам конструирование тесно связано с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры или воображаемая проблемная ситуация. Инициатором в этих играх и на данный период остается взрослый. Мы продолжаем знакомить детей со свойствами и возможностями деталей, закрепляем представления о цвете, форме, величине; развиваем внимание, восприятие, наглядно-действенное мышление, память, речь.
Публикация «Секреты детского конструирования» размещена в разделах
Чем больше малыш совершает самостоятельных «проб и ошибок», тем быстрее он начинает опираться на собственный опыт, зрительное восприятие и находит новые приемы для достижения результата, открывает для себя новые свойства деталей. Технология «ТРИЗ», развивающие игры Никитина Б. Н., народные дидактические игрушки позволяют даже в таком «раннем возрасте» развивать способности к экспериментированию, воображение и навыки фантазирования, самостоятельного творчества.
Важным вопросом остается создание в группе оптимальной предметно- развивающей среды: выделение места для напольного (крупного строительного) материала, а также машин и мелких резиновых, пластмассовых игрушек. Крупногабаритный настольный конструктор ( из дерева: типа Агаповой, В. П. Поликарпова, Петербургский; аналогичные из полимерных материалов). Комплект больших мягких модулей. Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики,кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, цилиндры). Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить своё творчество и мальчикам и девочкам: модульные конструкторы и конструкторы, соединяющиеся по принципу Лего или иным образом, например, шарнирно или за счёт вхождения пластин в пазы. Конструкторы, развивающие воображение: для сборки конструкций для прокатывания шаров, для сборки человечков с разными настроениями, для сборки фантастических животных и т. п. Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования. Крупная мозаика (элементы основных цветов и форм) с основой для выкладывания фигур. Средние и мелкие мозаики для индивидуальной работы. Расположение настольного (мелкого строительного материала) целесообразно на уровне детей, в разных контейнерах по форме, цвету на выбор и при наличии игрушек для обыгрывания.
Чтобы у малышей поддерживать интерес к постройкам, педагог заранее выстраивает их (обновляя еженедельно) и привлекает внимание детей к проблеме или воодушевляет рассказом о новой постройке. В «строительном уголке» должны быть сюжетные картинки на темы конструирования или по сказкам. Можно использовать деревянные наборы сказок «Теремок», «Заюшькина избушка», и т. п.
Чему должны научиться дети?
1. Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы).
2. Сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
3. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.).
4. Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткая и длинная дорожка).
5. Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Ожидаемые результаты к концу года.
• У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные, конструктивные свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); длинная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).
• Дети различают все детали предлагаемых наборов строителя и конструктора и называют некоторые из них.
• Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
• Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).
• Дети начинают проявлять интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырезанные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу воспитателя, по словесной инструкции).
• Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
• Дети пытаются конструировать самостоятельно.
• Обогащается словарный запас, развиваются восприятие, внимание, память, мышление, конструктивные умения детей.
• В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно - отобразительная игра.
• Развивается речевое и игровое общение детей.
• Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).
Очень важно уметь создать атмосферу интересного доверительного общения с детьми, поощрять детскую любознательность, использовать поощрение и поддержку.
Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка, подчеркивать его достоинства и привлекать к ним внимание сверстников.
Оптимально объединение 8-10 детей в подгруппу.
Нельзя забывать о взаимосвязи с другими видами детской деятельности (трудовое воспитание, физкультурные досуги, музыкальные развлечение, словотворчество-сочинительство.)
У каждого современного воспитателя в педагогической копилке должна быть своя цель, свой стиль или подход к детям и работе, узнаваемый почерк — главное отличие творческого человека.