Брагина Ольга
«Счет до шести. Число и цифра 6». Конспект ООД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
«Счет до шести. Число и цифра 6»
Конспект ООД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста
Образовательные задачи:
1) Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством;
Публикация «„Счет до шести, Число и цифра 6“, Конспект ООД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) Закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по количеству.
4) Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать, внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: презентация, письмо, макеты деревьев (высокое, низкое, карточки с изображением 1, 2, 3, 4, 5 предметов, карточки с цифрами 1-6, коврики (длинный, короткий)
Раздаточный: по 6 квадратов, 6 кругов,6 овалов, 6 прямоугольников, карточки с цифрами от 1 до 6 на каждого ребенка, карточки с точками от 1 до 6.
Ход образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Дети у меня в руках письмо. А прислали его обезьянки из зоопарка. Они просят, чтобы мы отправились на необитаемый остров и привезли оттуда бананы, так как это любимое лакомство уже закончилось. Хотите помочь обезьянкам? (Да)
- Сможете?
- Как вы думаете, на чем можно добраться на необитаемый остров?
Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается пароход.
2. Актуализация знаний
Игра «Билет на пароход»
Дидактические задачи:
1) Актуализировать представления о счете до 5;
2) Закрепить умение считать в пределах пяти, различать левую и правую сторону;
3) Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, внимание развивать, речь, сформировать опыт самоконтроля.
- Что нужно сделать прежде, чем сядем на пароход?
- Купить билет.
- Где можно приобрести билеты на пароход?
- Билеты покупают в кассе «Морского порта»
- Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе?
- Столько же, сколько детей. Воспитатель раздает детям жетоны (карточки с точками от 1 до 5, дети находят по жетону соответствующую кассу под нужным номером (от 1 до 5)
Дети подходят к столу (кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными на них предметами. Карточек, на которых нарисовано от 1 до 5 предметов, столько же, сколько детей. Карточки лежат на столе вперемешку. На стульчиках разложены карточки с цифрами от 1 до 5. Дети по своим билетам, занимают места на пароходе.
- Все пассажиры на месте, билеты проверены, можно отправляться в путешествие. Физкультминутка «По морям, по волнам» Как приятно в море плавать! Берег слева, берег справа (рука вправо, рука влево) Море лентой впереди (руки вперед) Сверху мостик-погляди (гимнастика для глаз) Чтобы плыть еще скорей До 5 считай быстрей 1,2,3,4,5,надо здоровье укреплять! Морским воздухом дышать! (дыхательная гимнастика)
3. Затруднение в игровой ситуации. Игра «Найди дорогу на остров»
Игра «Попугаи прилетели»
Дидактические задачи:
1) Создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счета до 6.
2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. Актуализировать знания детей таких понятий как «длинный, короткий», «высокий, низкий»
3) Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля. -Ну, вот мы и прибыли на необитаемый остров, но, чтобы попасть на нужный берег нам необходимо пройти препятствия. По длинной тропинке пройдешь - на берег попадешь, по короткой тропинке пойдешь- в дебри попадешь (дети ищут нужную тропинку). Низкое дерево обойдешь-нужный берег ты найдешь, высокое обойдешь-ничего ты не найдешь. (дети обходят низкое дерево и попадают на остров).
Дети садятся за столы. На середине каждого стола на каждого ребенка лежат квадраты – это попугаи и круги – это зерна.
- На берег прилетело 5 попугаев.
(Дети отсчитываю 5 квадратиков, и считают, дотрагиваясь пальчиком один, два, три, четыре, пять.)
- Затем прилетел еще один попугай. (Дети берут ещё по одному квадратику)
- Дети считают попугаев, 1. 2, 3, 4, 5…
- Смогли ли вы сосчитать попугаев?
- Нет.
- Почему не смогли?
Возникает затруднение (не знаем, как считать дальше)
- Воспитатель спрашивает:
- Что нужно сделать, если что- то не знаешь, а очень хочешь узнать?
- Нужно «спросить у того, кто знает» (У воспитателя)
Воспитатель объясняет, что при счёте за числом 5 следует число 6.
Дети хором пересчитывают попугаев.
4. «Открытие нового знания»
Игра «Покормим попугаев»
Дидактические задачи:
1) Научиться считать до 6 и узнавать цифру 6.
2) Развивать речь, творческие способности.
- Воспитатель говорит.
- Попугаи очень проголодались.
Хотите покормить попугаев?
- Что больше всего любят попугаи?
- Попугаи любят ягоды, зерна.
- Сможете? покормить.
- Да.
(Дети работают за столами). Было, 5 ягод?
- Чтобы ягод и попугаев стало поровну?
- Что нужно сделать?
- (Нужно добавить одну ягоду, и дети добавляют 1 ягоду)
- Сколько стало ягод? (Ягод стало 6)
Давайте посчитаем - один, два, три, четыре, пять, шесть.
- Почему хватило всем, потому - что за числом 5, следует число 6.
- Молодцы.
Игра «Обезьянки»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, умение, воображение, речь, воспитывать бережное отношение к природе.
Лучшие качели,
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да-да-да!
Тот не огорчается
Никогда!
5. Затруднение в игровой ситуации
Игра «Угостим обезьянок бананами»
Дидактические задачи:
1) Научиться узнавать цифру 6, обозначать количество предметов;
2) Развивать речь, творческие способности.
- Ребята, нам пора отправлять посылку нашим обезьянкам в зоопарк. В чем мы можем отправить бананы? Правильно, в ящиках. На какую геометрическую фигуру похож ящик? (на прямоугольник) а бананы (на овал).Возьмите ящик и положите в него 6 бананов и обозначьте количество бананов цифрой.
- Сможете?
- Нет.
- Почему? (Мы не знаем цифру 6)
- А что нужно сделать, чтобы узнать? (Спросить у того, кто знает)
-Спрашивайте!
6. Преодоление затруднения.
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить её с количеством;
2) тренировать мыслительные операции, развивать речь.
Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 6 и просит найти детей такую же карточку на столе среди других цифр.
Дети находят карточку.
Воспитатель предлагает детям пальчиком провести по цифре. Запомнили, как пишется цифра 6? (Да)
- Что нам осталось сделать? (Прикрепить цифру к ящику).
Дети закрепляют карточку к ящику.
7. Включение нового знания в систему знаний.
1) Дидактические задачи. Закрепить умение соотносить цифры от 1 до 6 с количеством, организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение
- А обезьянки не знают цифры, но умеют считать. Как мы обозначим для них по сколько бананов мы им положили. (Поставим столько же точек)
- Молодцы! Ставьте!
Дети рядом с цифрой 6 ставят такое же количество точек.
Воспитатель делает вывод: что шесть предметов обозначается цифрой 6.
(Дети находят цифру 6, обозначают ящики с бананами цифрой 6). -Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад, занимайте места на пароходе и в путь.
8. Рефлексия. Игра «Посчитай-ка». Цель: актуализировать знания детей в прямом и обратном счете в пределах 6. Дидактические задачи. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ну, вот мы с вами вернулись в детский сад, где мы сегодня побывали? (На необитаемом острове)
- Что интересного узнали? (играли, собрали бананы, кормили попугаев)
- Чему вы научились? (Мы научились считать до 6, находить карточку с цифрой 6, сопоставлять количество точек и цифры).