Елена Чуднова
Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон
▼ Скачать + Заказать документы
«Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон».
ОО (регион, город, поселок и др.) : Уральский регион, город Нижний Тагил Свердловской области
Публикация «Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в технологии деятельностного метода Л, Г, Петерсон» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Наименование ОО: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» структурное подразделение детский сад № 163 (МАДОУ д/с «Солнышко» СП д/с № 163)
Ф. И. О. педагога: Чуднова Елена Валентиновна
Тема: «Это загадочное слово - мнемотехника».
Основные цели: познакомить родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники, подвести родителей к осознанию необходимости активного участия в развитии и обучении детей, формировать позитивный родительский опыт.
Участники: родители воспитанников 3-4 лет (младшей группы, педагоги.
Форма проведения: семинар-практикум.
Оборудование: листы бумаги на каждого участника, цветные карандаши, мольберты, мнемосхемы стихотворений, сказок.
Краткая аннотация к работе: данное мероприятие проведено для родителей детей младшего дошкольного возраста в МАДОУ д/с «Солнышко» СП д/с № 163. Для организации эффективного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения нами используется система дидактических принципов деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон.
Ход семинара-практикума.
1. Мотивация к деятельности
Добрый вечер, дорогие родители!
Приветствуем всех, кто время нашёл
И к нам в детский сад к нам на собранье пришёл.
Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Упражнение «Лесенка проблем»
Давайте вместе подумаем и обсудим, с какими проблемами, связанными с развитием речи ребенка приходится сталкиваться родителям и педагогам?
Родителям предлагается составить «лесенку проблем», в которой каждая ступень лесенки соответствует проблеме. Участники выбирают лист, на котором обозначена проблема речи, и, озвучив ее, помещают на мольберт, составляя лесенку.
Существующие проблемы речи современных детей:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
- плохая дикция.
Резюме педагога: специалисты утверждают: если в 1970-1980-е годы речевые дефекты были у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений речи. Увеличилось число детей у которых речь не появляется до трех лет.
3. Выявление места и причины затруднения.
Среди родителей в последние годы весьма популярны мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Предлагаю вам их прокомментировать.
МИФ 1. Если у родителей есть речевые дефекты (например, картавость, малыш обязательно это унаследует (высказывания родителей).
Комментарии педагога: наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, укороченное мягкое нёбо и прочее).
МИФ 2. К логопеду нужно вести только взрослых детей с явными речевыми проблемами (высказывания родителей).
Комментарии педагога: речь не выправляется сама, так как формируется на основе постоянного активного общения. Если, несмотря на постоянные занятия, малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова (медведь – тиметь, бегемот – гидоп, обезьянка – мизяка, в 5 лет не сможет понятно рассказать о своих переживаниях, речь будет неразборчивая, нечеткая, будет проглатывать части слов (самолет – малет, виноград – наград, велосипед – сипед, неверно согласовывать слова (пять стулов, много деревов, неправильно употреблять предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от стола) - это говорит о задержке речевого развития – необходимо обратиться к логопеду!
МИФ 3. С маленьким ребенком говорить бессмысленно, он «не поймет», а в садике «всему научат» (высказывания родителей).
Комментарии педагога: безусловно, в нашем дошкольном учреждении работают заботливые, образованные, любящие детей воспитатели, прекрасные специалисты. И они действительно научат многому! Но каждый родитель для своего ребенка всегда останется главным воспитателем – человеком, на которого малыш равняется.
МИФ 4. Компьютер – адекватная замена родительскому общению (высказывания родителей).
Комментарии педагога: чтобы ребенок нормально развивался, родителям необходимо с ним общаться. Мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения.
Вопрос к родителям с целью фиксации затруднения и выявления причины затруднения: «Достаточно ли вашего опыта и знаний для того, чтобы помочь своему ребенку научиться правильно, грамотно говорить? Как вы думаете, почему вы испытываете затруднения?» (Ответы родителей : «У меня нет такого опыта, надеюсь, приобрету знания с помощью интернета или какой-либо литературы»; «Нет, не достаточно, но я стараюсь решать проблемы исходя из своего жизненного опыта», «Опыта нет, т. к. первый ребенок и я была бы рада, если бы педагоги оказали помощь», «Достаточно, потому что в нашей семье трое детей и у меня большой опыт воспитания»).
Уважаемые родители, как вы можете пополнить свои знания по данной проблеме?
(Ответы родителей : «Спросить у родителей, которые имеют опыт воспитания детей»; «Посетить лекции, консультации логопеда», «Прочитать специальную литературу», «Обратиться за помощью к педагогам группы»).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Уважаемые родители! Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений, но легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов, мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей). Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.
Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят картинки.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский.
На сегодняшней встрече мы хотим познакомить вас с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники, который поможет вам научить вашего ребенка правильно и грамотно говорить.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Примером мнемотехники может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов – понятных изображений, которые обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение. Затем усложняем, начинаем использовать мнемодорожки – это уже 3-4 картинки, по которым можно составить рассказ из 3-4 предложений. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблица. Она представляет собой схематичные изображения основных звеньев, по которым можно воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.
В результате использования мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно; заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Все это является одним из эффективных методов обучения детей грамотной речи. Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые можно эффективно использовать при работе с детьми по развитию речи ваших детей.
5. Первичное закрепление
А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать с мнемодорожками и мнемотаблицами.
Упражнение «Составь предложение»
Вы видите перед собой три мнемодорожки. По ним необходимо придумать предложения и зачитать их (родители составляют предложения и озвучивают их).
Упражнение «Какая сказка спрятана в мнемосхеме»
Угадайте, какая сказка закодирована в мнемосхеме.
• «Лисичка-сестричка и серый волк»
• «Репка»
• «По щучьему велению»
• «Лисичка со скалочкой»
• «У страха глаза велики»
• «Колобок»
• «Гуси-лебеди»
• «Заюшкина избушка»
• «Маша и медведь»
• «Три медведя»
Упражнение «Заучивание стихотворения»
Родителям предлагают разделиться на две подгруппы. Педагог зачитывает текст стихотворения, который необходимо запомнить. Первая подгруппа запоминает с опорой на мнемотаблицу, а вторая подгруппа – без опоры.
Родители озвучивают стихотворение и делятся впечатлениями.
Резюме педагога: уважаемые родители, сейчас на личном опыте вы смогли убедиться, что с опорой на мнемотаблицу значительно быстрее можно запомнить текст стихотворения.
6. Включение в систему знаний
Упражнение «Зашифрованные послания»
Двум подгруппам родителей предлагаются варианты пословиц. Понравившуюся пословицу родители зашифровывают в мнемотаблицу и предлагают другой команде отгадать ее.
Резюме педагога: уважаемые родители, сможете ли вы сейчас сами составлять простые мнемодорожки, мнемотаблицы и учить своего ребенка рассказывать по ним стихи, сказки, рассказы? (высказывания родителей).
7. Рефлексия деятельности
Упражнение «Лестница успешного родителя»
Родителям предлагается закончить предложение. После чего выстраивается «лестница успешного родителя».
«На сегодняшней встрече я узнала…».
«Я поняла, что нужно чаще…».
«Теперь я могу …».
«Я приобрела …»
«Я научилась …».
«Меня удивило …».
«Мне захотелось …»