Татьяна Скрягина
Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ «Подари ребёнку искорку знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ»
Тема: «Подари ребёнку искорку знаний»
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся, оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности.
Задачи:
Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений;
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Расширить объём знаний родителей о формах и методах решения проблем, возникающих у детей в процессе учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, уважаемые родители! Наше родительское собрание «Подари ребёнку искорку знаний» хочу начать с притчи:
Набирай разгон!
Однажды маленький мальчик подошё л к папе и сказал:
- Папа я хочу иметь такую же большую и красивую машину, как у тебя.
- Когда ты вырастешь, то обязательно купишь себе, - ответил отец. - Может, даже ещё лучше.
- Но где я возьму деньги на такую машину? - не унимался мальчик.
- Ты их заработаешь. Можешь начинать откладывать уже прямо сейчас.
- Но это же так долго! - удивился мальчик.
- Ничего! Ты пока набирай разгон! - ответил папа.
- Что? - не понял сразу сын.
- Представь себе поезд, который мчится по рельсам на полном ходу, - начал объяснять отец. - Его невозможно остановить! Даже если выстроить на его пути огромную стену, он разобьёт её и помчится дальше. А всё потому, что поезд уже набрал разгон. Он обладает движущей силой. Мощность локомотива составляет тысячи лошадиных сил, которых хватает, чтобы тянуть за собой весь поезд.
Но если поезд стоит, даже маленькое препятствие может помешать ему сдвинуться с места. Если хотя бы под одно из колёс положить клин, локомотив не сможет уехать. Все усилия напрасны!
- Папа, я всё понял: если я что-то хочу, то нужно как можно быстрее начинать действовать, чтобы набирать разгон.
- Всё правильно, сынок. Без разгона хватит любой мелочи, чтобы разрушить любое предприятие, любую мечту и цель. С разгоном всё движется как бы само собой!
-Какой вывод сделал каждый из вас, прослушав данную притчу? (ответы родителей)
-Да мы должны нацелевать ребёнка на будущее уже сейчас, только тогда всё получится.
Учитель:
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Выявление места и причины затруднения
- Отдавая ребёнка в школу, все мы связываем большие надежды с учёбой. Но далеко не все надежды сбываются. Для некоторых ребят учение превращается в тяжёлую повинность, оценки не радуют. А ведь большинство неуспевающих детей потенциально способны, но не получили развития по разным причинам.
Перед вами на доске «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я попрошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?». Значимые, на ваш взгляд, причины запишите на подготовленных листиках, а по выполнении задания прикрепите их на доске, кратко комментируя свой выбор.
(Действуют родители)
Недостаточная усидчивость
Неустойчивое внимание
Несформированное умение читать текст и понимать текст
Отсутствие в учении опоры на желание и мотивы школьника
Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности
Усложнение учебных программ
Отсутствие поддержки со стороны родителей
Низкая самооценка школьника
Проблема с запоминанием материала
- Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Поэтому, мне хотелось бы обратить ваше внимание на такие вопросы, как: проблема с запоминанием материала, неустойчивое внимание. Цель нашего практикума вооружить вас теми инструментами, которые позволят родителю помочь ребёнку учиться с интересом и легко добиваться наибольших успехов, развивая память и внимание.
Возможность справиться с затруднениями даёт курс «Мир деятельности», который ориентирован на формирование у учащихся знаний об учебной деятельности и способах её организации. В планировании курса «Мир деятельности» третьего года обучения на познавательную линию отводится 7 часов. По итогам обучения в третьем классе учащиеся должны будут: знать основные приемы развития памяти.
- В прошлой четверти очень интересно прошёл урок познавательной линии «Учусь запоминать».
- Приглашаю Вас на данный урок освоить секреты запоминания, чтобы вы могли оказать поддержку своему ребёнку в учебной деятельности.
- Я думаю, с прошлого родительского собрания вы запомнили, что значит – учиться, и как это делает ученик; поэтому с лёгкостью расшифруете слово на слайде. (ответы родителей)
- Правильно «Ученик умеет сам открывать новые знания». И зашифрованное слово – это «память».
- Что же такое память? В толковом словаре русского языка дана такая формулировка: память – это способность запоминать.
- С чего начинается запоминание? Например, нужно выучить стихотворение.
1 шаг – читаем, воспринимаем информацию;
2 шаг- закрепляем, заучиваем;
3 шаг – воспроизводим, рассказываем.
- Сегодня мы остановимся на втором шаге алгоритма запоминания, так как наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Нам нужны новые способы запоминания.
- Хочу предложить вам некоторые упражнения, проделанные детьми и продемонстрировать их другим группам.
- Попробуйте запомнить слова в течение 1 минуты и воспроизвести их на листе бумаги. Проверьте себя. Каков результат? Попробуем его улучшить. Вы, работая в группах, ознакомитесь с приёмами запоминания и продемонстрируете участникам мастер –класса. (родители работают в группах и демонстрируют приёмы запоминания «сочини историю», «весёлая мелодия», «пиктограмма») Приложение 1.
- Переверните лист и запишите слова ещё раз. Каков результат теперь? Работают ли данные приёмы? Чтобы закрепить секреты запоминания, предлагаю вернуться к эталону и вместе закрепить во внешней речи алгоритм.
- Поговорим о внимании. Очень часто вы от меня или я от вас слышим фразу «Ребёнок не внимателен»
Хорошо развитые свойства внимания, и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2 раза увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.
Хочу предложить вам комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания. Приложение 2
1. Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.
В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т. п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать.
Ваша задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». (производят действия) Почувствуйте, как вы собрались с мыслями, сосредоточились. Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.
2. Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!
Мамы с папами решают примеры, умышленно допуская несколько ошибок. Ребёнок проверяет правильность выполнения задания.
3. Ещё одно задание, развивающее память и внимание.
- Посмотри внимательно и запомни
-Ответь на вопросы.
Теперь, когда вы сосредоточились, усложним процесс выполнения заданий. Ограничим вас во времени. Ограничение во времени стимулирует мозговую активность.
Задание 4
Найди в каждой строке слова с мягким знаком на конце. Мысленно их подсчитай. В колонке «1» запиши, сколько раз тебе встретились эти слова на каждой строке. Время выполнения задания 3 минуты.
Задание 5
Упражнение на избирательность внимания. Найди в тексте 12 представителей животного мира. 3 минуты
Отругала мама Ваню
Так ведь было за что. Прочитай, что он натворил.
Послала мама Ваню к дедушке отнести пирожки. А мальчишке было лень нести груз. "Лучше я под откос улягусь", — решил он.
Спрятал в клевер блюдо с пирожками. А кругом растут каштаны, гудят еле слыш-но насекомые. Скоро Ваня заснул, да так и проспал до вечера. Сгорая от стыда, вернулся он домой. Отругала его мама, да Ваня понял и сам: нельзя жить, не вы-лезая целый день из постели.
Маленькое дело куда лучше большого безделья.
1. ___ 5. ___ 9. ___
2. ___ 6. ___ 10. ___
3. ___ 7. ___ 11. ___
4. ___ 8. ___ 12. ___
Рефлексия учебной деятельности на мастер-классе
- Надеюсь, что мастер-класс станет полезным, некоторые приёмы вы будете использовать, оказывая помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий.
Чтобы помочь ребёнку учиться с интересом, важно уметь общаться с ним, добиваться взаимопонимания. Понять достаточно ли вы контактны с детьми вы сможете благодаря экспресс-диагностике:
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
2. Говорят ли с вами дети по душам, совеетуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Проверяете ли вы, как они делают уроки?
8. Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?
9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
12. Бываете ли вы вместе на выставках, в театре, концертах, кино?
13. Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
14. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаете ли вы вместе с детьми проводить отпуск?
Обработка результатов теста
Утвердительный ответ – 2 балла
Ответ «иногда» - 1 балл
Ответ «нет» - 0 баллов
20 баллов – ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.
10-19 баллов – удовлетворительные, но недостаточно многосторонние; подумайте, чем они могут быть дополнены и углублены.
Менее 10 – ваши контакты с детьми явно недостаточны, необходимо решить, как их улучшить.
- Если результаты показали, что вы недостаточно контактны с ребёнком, попытайтесь исправить ситуацию уже сейчас «Набирайте разгон».
Когда любовь и сотрудничество идут рука об руку, ожидай шедевра!