Елена Довгаль
Сборник дидактических игр на развитие памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник дидактических игр на развитие памяти у детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 станицы Ясенской муниципального образования Ейский район
Сборник
дидактических игр
на развитие памяти у детей дошкольного возраста
Автор: Довгаль Елена Васильевна - воспитатель МБДОУ ДС КВ №5 ст. Ясенской МО Ейский район.
ст. Ясенская 2021 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Публикация «Сборник дидактических игр на развитие памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
I. Пояснительная записка… стр. - 3-4
II. Игры на развитие двигательной памяти… стр. -5
III. Игры на развитие образной памяти…. стр. - 5-6
IV. Игры на развитие эмоциональной памяти…. стр-.6-7
V. Игры на развитие словесно-логической памяти… стр. -7-9
VI. Список используемых источников. … стр. -10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольный возраст- важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит развитие памяти. Чем старше ребенок становится, тем больше информации он усваивает. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.
В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:
• зрительные — запоминание видимых образов;
• слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
• вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
• обонятельные — запоминание различных ароматов;
• тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.
Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.
По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:
• Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
• Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.
Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе, так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).
Виды памяти.
Какая память преобладает в дошкольном возрасте
Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:
У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.
Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.
I. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
Игра «Слушай и исполняй»
Цель: развитие двигательной памяти.
Ход игры.
Ведущий называет вслух несколько движений не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения с той последовательностью, в какой они были заданы.
Игра «Зеркало».
Цель: развитие двигательной памяти.
Ход игры.
Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).
II. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие образной памяти.
Оборудование: карточка с перечнем слов, к которым нужно подбирать антонимы, мяч.
Ход игры
Педагог бросает мяч ребёнку со словом (например «чёрный», ребёнок ловит мяч и, называя противоположное по значению («белый», возвращает мяч педагогу. Игра продолжается до тех пор, пока ребёнок увлечён и может подбирать слова.
Игра «Угадай, кто ты?»
Цель: развитие образной памяти.
Оборудование: значки или шапочки (предметов, животных, овощей, фруктов).
Ход игры:
Педагог закрывает глаза, ребёнок одевает ему любую шапочку на голову или прицепляет значок (например «лисы»). Педагог поисковыми вопросами должен узнать кто он.
- Я живое существо или нет? - Да
- Я большое или маленькое? - Среднее
- Я живу в лесу или дома? - В лесу
- У меня перья или мех? - Мех
- Я зимой сплю? - Нет
- Я линяю? - Нет
- У меня уши, какие? - Острые
- Чем я питаюсь? - Мелкими животными.
- Какого я цвета? - Рыжая.
- Я – Лиса? - Да.
Затем педагог меняется ролями с ребёнком.
Игра «Кому что нужно?».
Цель: развитие образной памяти.
Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий и орудий труда.
Ход игры:
Педагог сообщает, что в гости к детям пришли люди разных профессий (пожарник, учитель, милиционер, доктор, продавец, строитель и т. д., а чтобы они могли приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Дети подбирают инструменты к изображению человека каждой профессии, объясняя свой выбор.
III. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
Игра «Зеркало эмоций»
Цель: развитие эмоциональной памяти.
Ход игры.
Воспитатель, стоя перед детьми, изображает различные эмоциональные состояния, проговаривая их названия. Задача детей, спустя время, повторить поочередно все эмоциональные состояния, которые изобразил воспитатель.
Игра «Кривые зеркала».
Цель: развитие эмоциональной памяти.
Ход игры.
Дети, разбившись на пары, изображают противоположные по значению эмоции. Например: радость - грусть.
Игра «Пантомима».
Цель: развитие эмоциональной памяти, воображения.
Ход игры.
Воспитатель произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего. Фразы могут быть такими:
- Ах, какой счастливый день!
- О горе мне, горе…
- Бедная я, несчастная!
- Ура! Я еду в цирк!
IV. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСТНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.
Игра «Каскад слов»
Цель: развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, внимания, произвольности запоминания.
Оборудование: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.
Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:
1. Огонь
2. Дом, молоко
3. Конь, гриб, игла
4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь
5. Крышка, пень, вода, свеча, школа.
6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.
8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.
9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.
10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, мыло.
Ход игры.
Игра проводится с одним ребенком. Предложить ребенку повторять слова за читающим. Начинать необходимо с одного слова, затем два слова, три слова и т. д. Ребенок должен повторять обязательно в той же последовательности в которой читающий представил ребёнку (интервал между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитывают ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
Игра «Лови мяч - дари слово»
Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.
Оборудование: мяч
Ход игры.
Игра проводится с группой детей. Дети стоят по кругу.
Мяч у одного из детей, который начинает игру, он передает мяч рядом стоящему и называет какое-либо слово, которое каким-то образом связано с этим ребенком, (например: гимнастика - так как девочка занимается гимнастикой или почемучка так как ребенок задает много вопросов и т. п.)
Всем детям, по очереди необходимо придумать слово и "подарить" его рядом стоящему, по кругу. После того как мяч оказался у того ребенка, который начинал игру, мяч пускаем против часовой стрелки, и игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. После того как мяч прошел весь круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, кидает мяч кому захочет, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, кидающему мяч. Затем другой ребенок кидает мяч кому захочет, и поймавший называет слово кидавшего мяч.
Игра «Я начну, вы продолжайте»
Цель: развитие словесно- логической памяти.
Оборудование: карточки со словами.
Ход игры.
Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро
называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных
слов (домашние животные, мебель, игрушки и т. п.): корова, лошадь… этот
ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы.