Ольга Халикова
Самооценка детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самооценка детей старшего дошкольного возраста
Взрослея, ребенок понимает, что он живет в мире, где, помимо него, живут и другие люди – большие и маленькие, а так же его сверстники. Ребенок начинает осознавать себя членом общества примерно в дошкольном возрасте, тогда же начинает формироваться его самооценка. Именно она является одним из важнейших факторов формирования личности ребенка в дальнейшем. Огромное влияние на становление самооценки ребенка оказывает семейное воспитание. Кроме того, именно в дошкольном возрасте дети с переменным успехом осознают свою половозрастную роль. Изучив общие закономерности и факторы, влияющие на формирование самооценки у детей дошкольного возраста можно в дальнейшем предупредить возникновение неадекватно заниженной или завышенной самооценки, с учетом половых особенностей, что станет залогом формирования личности, готовой к грамотному решению различных задач, возникающих на жизненном пути.
Публикация «Самооценка детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно-воспитательном процессе.
Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева и др. Формирование самосознания дошкольников анализируется в работах Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. В. Мерлин, В. С. Мухина, А. А. Налчаджян, Б. Ф. Поршнев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др. Тревожность и страхи и их влияние на формирование самосознания в дошкольном возрасте изучали У. Джеймс, А. Адлер, Г. Крайг, Л. С. Выготский, А. И. Захаров, Е. П. Ильин, И. П. Павлов, Ю. В
Самооценка личности рассматривается как системообразующее ядро индивидуальности, определяющее поступки и жизненные позиции человека, уровень его притязаний, способность совершенствоваться, работая над собой, актуализировать свой потенциал и использовать его в жизнедеятельности. То есть, самооценка задает стиль поведения, детерминируя динамику и направленность развития субъекта. Самооценка сегодня является одним из наиболее обсуждаемых феноменов в современных психологических исследованиях.
В общем смысле самооценка представляет собой совокупность всех собственных и заимствованных (сформированных под чьим-либо влиянием) представлений человека о себе, а также и оценку этих представлений. Комплексный характер самооценки определяет не только то, что именно представляет из себя человек, но и то, как он оценивает себя, свои личностные и деловые качества, возможность развития в будущем.
Следует отметить, что самооценка не является статичным личностным психологическим образованием, а представляет собой динамичную иерархическую систему, которая изменяется в течении жизни под влиянием различных факторов.