Ольга Остапенко
Эссе воспитателя «Самая в мире мирная — это моя профессия»
▼ Скачать +Заказ
"В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить"
Сократ
Все дети звезды: близкие и далекие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждой звездочке нужно помочь найти свой путь. Каждый человек вырастает настолько, насколько вырастает его ум.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. "И только правильно организованное обучение "ведет" за собой развитие" (Л. С. Выгоцкий).
Публикация «Эссе воспитателя „Самая в мире мирная — это моя профессия“» размещена в разделах
"Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка" (В. В. Давыдов). И чтобы воспитать ребенка всесторонне развитой личностью необходимо создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенка в дошкольном детстве, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Каковы же возрастные особенности детей на разных стадиях развития?
Первый год жизни отличается быстрым темпом физического и психического развития. Умение активно бодрствовать - основа для развития восприятия речи, общения с окружающими и развития движения. Новорожденный беспомощен, лишь к 8 месяцам активно ползает, может сесть сам и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. Произносит короткие отрывистые звуки ("ги", а к 5 месяцам "гулит" ("а-о-у", лепечет).
Отсюда можно проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции возникают на фоне эмоционального состояния, сопровождающегося движениями рук и ног, оживлением. Формируются обращения к близким звуками, улыбкой, движениями. Ориентируется в комнате, манеже, уже сам может держать легкие предметы, стягивать шапку, осваивает ходьбу к концу 1 года жизни. Может пользоваться простыми словами, понимает объяснения, выполняет простые просьбы. Испытывает потребность в общении со взрослыми.
Более самостоятельными дети становятся на 3 году жизни. Развивается ситуативно-деловое общение со взрослым, количество слов становится больше, ребенок может понять рассказ взрослого. Общение со сверстниками, новые виды деятельности: рисование, игра, конструирование. В игре главные действия с предметами-заменителями (стул-гора, ковер-самолет). Могут выбрать из 2-3 предметов одинаковые, схожие по цвету, форме, величине. А возникающие проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Складывается произвольность поведения путем игр и речи.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Он сравнивает себя со взрослым, желает примерить на себя его функции. Игра становится ведущим видом деятельности ребенка. Игра носит непродолжительный характер, сюжет не развернут, а игры с правилами только формируются. Развивается мелкая моторика. Рисование, лепка, аппликация являются хорошими упражнениями для пальцев рук и развития речи. Используются пальчиковые гимнастики, логоритмики ("Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка" и т. д.). Память и внимание совершенствуются в играх ("Запомни и назови, что изменилось").
К 4-5 годам у детей появляются сюжетно-ролевые игры, роли меняются в процессе игры. ИЗО деятельность приобретает постоянный характер. В рисунке есть детали. Позитивные изменения в двигательной сфере, мелкой моторике: ловкость, координация движений, равновесие, игры с мячом. Совершенствуется память (игра "Чего не стало?", "Какой по счету предмет?", развивается мышление, логика, творческое воображение, могут придумать сказку на предложенную тему, внимание становится устойчивым. В общении ребенка со взрослым становится познавательный мотив. Важна ребенку и похвала со стороны взрослого. Со сверстниками четырехлетки избирательны: есть партнеры, лидеры, конкуренты. В играх появляются реальные взаимодействия, развивается образное мышление и воображение. Отстаивает свою точку зрения, чтобы получить желаемое.
Игра детей старшей группы (5-6 лет) сопровождается речью, содержанием. Роли становятся более привлекательными, сюжеты - сложнее, возникают и конфликты. Шестилетки активно рисуют, рисунки разные по содержанию. Активно воспринимают величину, форму, цвет строения предмета и их оттенки. Образное мышление продолжает развиваться. Дети стараются рассказать о последовательности действий объекта, обобщают, что является основой словесно-логического мышления, совершенствуется речь, развивается интонационная выразительность речи (при чтении стихов, могут пересказывать, рассказать по картине). И теперь от "почемучек" и "неумеек" мы переходим к девизу: "Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики!".
В подготовительной группе дети взрослеют, совершенствуют свои навыки и умения, усложняются цели и задачи. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и виды монологической речи. Все основные достижения связаны с освоением мира, вещей, как предметов человеческой культуры. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
". Предметы моей романтики
На солнышке ласково щурятся,
Носят на маковках бантики,
Парами ходят по улицам…
Любопытных, неловких с виду,
Я в большую жизнь поведу,
И артистки будут завидовать
Воспитателю в детском саду.
Неведомый мир обширный
Детям открою я весело,
Самая в мире мирная –
Это моя профессия!"
Т. Поздеева.