МААМ-картинки

Конспект занятия «Русское узорье»

Пронькина Анжелика
Конспект занятия «Русское узорье»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Современные дети не видят самоценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Изучение этой проблемы связано с тем, что главное условие развития современного общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно формирование творческих качеств личности (наряду со многими другими качествами) необходимо начинать с детского возраста.

Публикация «Конспект занятия „Русское узорье“» размещена в разделах

Знакомство с видами декоративно – прикладного искусства решает эту проблему. В процессе изучения этапов работы, в процессе самостоятельной творческой деятельности, у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой и, как следствие, чужой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться. .

Тема: «Русское Узорье»

Цель занятия : формировать у детей начальные представления о русской народной культуре (народные промыслы, через опытно- экспериментальную деятельность.

Задачи:

-развивать у детей устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства; развитие чувства цвета, композиционных умений; а также познавательный интерес, желание учавствовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности;

-активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа через эксперементальную деятельность, развивать мелкую моторику, творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Активизировать словарь детей по теме;

-воспитывать уважение к работе народных мастеров, бережное отношение к изделиям народного промысла. Патриотические чувства и любовь к родной стране и людям.

1. Дети выходят под русскую народную мелодию, становятся полукругом.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Здравствуйте, гости дорогие! Девочка подносит каравай и ставит его на стол.

Дети:

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные.

Раздольные, русские песни поют.

Воспитатель:

Конечно же Русский народ издавна славился своим гостиприимством, красивыми песнями. Но главное чем славилась наша земля - это трудолюбием - чудо-мастерами и их золотыми руками.

Воспитатель:

Предлагаю пройти в музей «Народные промыслы». Что относится к народным промыслам, ребята (Ответы детей). К народным промыслам относятся фарфоровые изделия, декоративная роспись, глиняные игрушки…

Воспитатель: Испокон веков на русской земле были мастера, способные творить своими руками красивые вещи. Прошу обратить ваше внимание на работы, сделанные из дерева – разделочные доски, деревянные ложки.. . Деревянные ложки - еще один вид очень распространенной посуды и в какой-то мере символ России. Вот большой половник. Почему его сделали таких размеров (для большой семьи). Детей раньше было в семьях по десять. А то и по двенадцать. И посуда, в которой варили тоже была большая.

Воспитатель: А как украшали посуду из дерева? Самым распространенным способом украшения посуды была, конечно, резьба: прорезная и глухая, с растительными или геометрическими орнаментами, традиционной обережной символикой. (Показ досок разделочных.)

Резьбой по дереву занимались мужчины, да мальчики. Так сидя на крылечке мужчины -наши дедушки учили своих внуков этому мастерству. Передавали из поколения в поколение традиции.

Воспитатель: А вот и наши красавицы матрешки. Русская Матрешка- тайна слова, Русский сувенир- символ России. Когда мы произносим это слово, то слышим первую его часть – мать. Это и женское имя –Матрона. А ласково-Матрешка. Оно олицетворяет силы природы. Это и игрушка- секрет. Открываешь, а там новая. И опять новая. Означает – рождение человечка- ребенка. По традиции, платок и одежда каждой матрешки окрашены в один из цветов радуги. Точно также и распределяются эти цвета и в радуге. Ее образ приносит в дом гармонию и уют. Дает возможность жить в любви согласии.

Воспитатель: Дети: (Это платки). А рядом на столе - самовар. После работы в поле все усаживались за столом и пили душистый чай, не просто «голый» чай, а с пышными пирогами, пели русские, красивые песни. После отдыха принимались за рукоделие. Именно женщины- хозяюшки занимались рукоделием: пекли, шили игрушки- куклы оберегидля своих малых деток, подушки- здоровушки (набитые травкой – душицей…. Конечно на такой подушечке и спалось. Тело и мысли отдыхали. Вязали коврики, вышивали. Этому рукоделию конечно же учились и девочки.

Воспитатель: Ну как же не обратить внимание на эту красивую девушку и на ее наряд.

Дети: (Это платки). Платок - желанный подарок женщины. С платком связаны многие традиции Русский платок- часть нашей культуры, часть национального костюма. Русский платок и сейчас очень популярен. Платок дарит тепло, здоровье и хорошее настроение.

Платки были простые и праздничные. Они были квадратной формы. Простые платки русские женщины носили дома и в поле. На таких платках изображались узоры в виде садовых цветов, ягод, листьев. Кажется, вся красота родной природы переносилась на платок. Придумывали такой узор женщины. Платки считаются символом России.

Чтение стихов детьми.

«Как русские великие просторы, Необозрим по красоте своей платок, На нём начертаны родной земли узоры, Её живительный и благодатный ток.

Платок, как поле, из цветов и трав пахучих, В котором дышится так вольно, во всю грудь, Как лес из сосен и дубов могучих, Дающим, силы горы все свернуть.»

На ярмарках и праздниках проводилась русская народная игра «Достань платочек». Платок подвешивают высоко на шесте. Под русскую народную музыку мальчик, подпрыгнув, достаёт платок и дарит девочке. (После игры мальчики садятся на стул.

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнем.

Физминутка:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

2. Воспитатель:

Прошу сейчас всех пройти в нашу опытно- экспериментальную лабораторию «Чудес» здесь мы узнаем о видах рисования. Занимайте места за столом №1. На столе для каждого из вас тарелочки с молоком, салфетка для рук, ложечка, емкость с пищевыми красителями и емкость с жидким мылом. Сегодня каждый из вас сможет сотворить чудо своими руками. И выяснить свойства молока при взаимодействии с красками и жидким моющим средством.

Вы сами попробуете нарисовать свой цветок, создать свой узор…. Итак приступаем. Главное правило: не торопимся и помним о правилах безопасности.

План проведения опыта:

-Берем ложечку и аккуратно размешиваем краску в маленькой емкости. -Далее не тревожим молоко, аккуратно ложечкой добавляем пищевой краситель в молоко. Например, красную, в нее аккуратно, спокойно, не спеша в самую серединку еще немного краситель другого (желтый…Вот у каждого из вас получился свой букет, свой цветок. Дети проговаривают что получилось у каждого из них.

А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр красочного пятна. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящие рисунки на молоке. Что видим?. Краски начинают танцевать или убегать. Как вы думаете почему краски танцевали? В чем секрет? Что вы наблюдали? Дети делают вывод.

Выводы: секрет опыта с молоком – средство для мытья посуды или жидкое мыло разрушает молочный жир и заставляет краски «танцевать» в молоке. краски действительно перемешались, но кроме этого они постоянно двигались и создавали все новые и новые узоры.

С каким видом рисования вы познакомились?

Дети: Мы рисовали на молоке.

3. Воспитатель: В нашей лаборатории есть творческая мастерская. Давайте пройдем за стол н№ 2. Занимайте места. Садитесь удобнее. Спинки ровные.

План работы :

Перед вами цветные квадраты – это трафареты и белые платки, которые вы украсите с помощью вот таких приспособлений- губки на прищепках. и создадите свой цветочный узор на платке. Путем примакивания (или печатания). Каждый из вас выбрал свой цвет трафарета. Значит и краску каждый берет такого же цвета что и трафарет. В тарелочках пищевой краситель, опускаем губку в краситель, придерживая трафареты, оставляем отпечаток. Все делаем аккуратно. Не торопимся. Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает о платках (цвет, ткань, назначение платков). Вот мы и познакомились еще с одним видом рисований- на ткани.

Воспитатель: Чему вы учились в творческой мастерской?

Дети: наносить изображение с помощью печатей; развивали умение наносить рисунок ритмично, чередуя цвета. А какой можно сделать вывод?

Вывод: ткань впитывает краску. Она высыхает и рисунок остается на ткани.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

Дети, спасибо вам за эти красивые платки. Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем».

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрём. (Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.)

А потом по выжимаем,

Очень крепко отожмём. (Выполнять движения «выжимаем бельё».)

А теперь мы все платочки,

Так встряхнём, так встряхнём. (Трясём кистями вверх-вниз)

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом. («Гладим бельё» кулачками.)

А теперь платком помашем,

И с ним весело попляшем. (Выполнять движения «Фонарики».)

«Разглажу кисти яркие рукой, И обласкаю взглядом все узоры. Ах, до чего ж хорош платок цветной, Как нашей милой Родины просторы!

Проходит век за веком не спеша. Листает мода лет былых страницы. В платке цветном – вся русская душа, Она, как прежде, к светлому стремится.»

4. Воспитатель: Проходите к следующему столу и занимайте места. Я предлагаю вам оформить тарелочки. Чтобы они стали красивыми и радовали нас.

План работы:

На столе вы видите кисточки, салфетки (с рисунком,салфетка для рук, тарелочки, в которых клей пва, разбавленный небольшим количеством воды. Тарелочки бумажная, которую каждый из вас и будет украшать…

Надо взять салфетку с узором (они бывают 1-слойные,2- слойные, 3- слойные, вырванный элемент расслоить и оставить только верхнюю часть. Она очень тонкая и легкая.

Далее выкладывайте на тарелочку, создаем композицию, начиная с середины, затем края смазываем кистью (наклеиваем).Элементы держим за уголок.

Воспитатель: Это третий вид рисования. Что вы можете о нем сказать?

Дети: рисование с помощью салфеток.

Воспитатель: Чтобы выполнять такую работу что от вас требовалось? И что вы чувствовали? И какой получился результат?

Дети:

Нам понадобилось внимание, терпение. Мы применяли творческие способности, У нас появилось желание принимать участие в новой работе, мы добиваться хорошего результата.

Тарелочка готова. Молодцы! Готовые тарелочки предлагаю поместить на стол. Посмотрите внимательно и скажите. Что изменилось в нашем музее?

Дети: В нашем музее прибавились еще интересные и красивые работы, сделанные нашими руками. Это платочки с узорами и красивые тарелочки.

Все верно. Наше занятие закончилось. Давайте подведем итог.

Итог занятия.

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! А где вы сегодня были? Что видели и что делали (в музее «Народные промыслы» видели изделия мастеров- посуду, русские сувениры- посуду, матрешки,русские платки, в лаборатории чудес : рисовали на молоке, проводили опыт, в творческой мастерской: рисовали на ткани узор печатным способом, и рисовали с помощью салфеток, украшали тарелочки.

Воспитатель: Ребята, какой можно вывод сделать?

Все вещи, сделанные своими руками очень ценятся, чтобы их сделать надо иметь терпение, трудолюбие. Любовь к природе, к людям (для кого делаешь, к Родине, Самое главное – надо уважать этих людей- мастеров. Все это ценить и беречь. Пополнять знания об истории промысла.

Воспитатель: Я вам дарю платочки. Вместе с мамой или бабушкой можно вышить свое имя на нем. Это будет ваш именной платочек. Воспитатель провожает детей.

Список литературы:

Астахова, Елена. Лаборатория чудес. Опыты с молоком / [Электронный ресурс]. URL :https://www.maam.ru/detskijsad/-laboratorija-chudes-opyty-s-molokom.html.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Русское фольклорное шоу «Золотое кольцо»Фоторепортаж «Русское фольклорное шоу «Золотое кольцо» 30 мая мы посетили Национальный театр народной музыки и песни "Золотое кольцо", и хочу поделится впечатлениями от увиденного шоу..

Фотоотчет о фестивале народных подвижных игр в рамках проекта «Русское народное творчество»Фотоотчет о фестивале народных подвижных игр в рамках проекта «Русское народное творчество» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию подборку русских народных подвижных игр, которые мы проводили в рамках.

Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество»Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет тематической недели в средней группе "Русское народное творчество". Эта неделя, впрочем как и все остальные,.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Конспект интегрированного занятия занятия по лепке «Поможем котику Басику приобрести друзей» с детьми 5–6 летКонспект интегрированного занятия занятия по лепке «Поможем котику Басику приобрести друзей» с детьми 5–6 лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Консультация для родителей «Русское лото. Семейный досуг во время зимних праздников»Консультация для родителей «Русское лото. Семейный досуг во время зимних праздников» Первые упоминания этой игры были ещё в средневековой Италии. В те времена играли в лото только аристократы, которые могли позволить себе.

Макет «Русское подворье»Макет «Русское подворье» Патриотическое воспитание дошкольников— обязательная составляющая часть деятельности воспитателей детского сада. Она заключается не только.

Мастер-класс по созданию панно из цветной бумаги «Русское поле» к празднику хлебного колоса на МAAMМастер-класс по созданию панно из цветной бумаги «Русское поле» к празднику хлебного колоса на МAAM Мастер-класс по созданию панно «Русское поле» к празднику хлебного колоса на МААМ Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна Русское поле – золото.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русское узорье»
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 17:13
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русское узорье»» (включая файлы) размещена пользователем Пронькина Анжелика (УИ 3216117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД