Татьяна Воробьёва
Конспект совместной деятельности «Русский народный костюм» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности
для детей среднего дошкольного возраста
по теме: «Русский-народный костюм»
с использованием экспонатов музея «Родные истоки»
Дата проведения 13.12.2021г.
Выполнили воспитатели:
Воробьёва Т. С.
Новосибирск, 2021
Цель мероприятия: совместная деятельность по теме «Русский-народный костюм» с использованием экспонатов музея «Родные истоки».
Публикация «Конспект совместной деятельности „Русский народный костюм“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель мероприятия: расширить представления дошкольников о русских - народных костюмах с использованием экспонатов музея «Родные истоки».
Обучающие задачи:
- познакомить детей с названием русских костюмов;
- расширять представление об истории русского народа.
Развивающие задачи:
- развивать эстетическое восприятие и воображение;
-расширить словарный запас дошкольников.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и уважение к прошлому своего народа.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие
Средства обучения : иллюстрации русской народной одежды, лапти, музыкальное сопровождение, обруч с лентами для игры «Карусель», кукла в народном костюме.
Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть (мотивационный этап)
(Звучит русская народная песня «Калинка-малинка)
Входит девочка в народном костюме.
-Здравствуйте ребята, к нам в гости пришла девочка из давних времен, угадайте какой на ней костюм?
-Сегодня мы хотим вас познакомить с народными костюмами, обычаями русского народа.
-Мы приготовили для вас иллюстрации.
-Давайте их рассмотрим?
(В конверте иллюстрации русских народных костюмов).
-Кто знает, что это за иллюстрации?
-Сегодня мы с вами поговорим о русской народной одежде.
(На мольберте представлены иллюстрации русского народного костюма).
Ответы детей :
-Здравствуйте.
Ответы детей :
-Русский народный.
Ответы детей :
-Это иллюстрации русской народной одежды.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
-Главными частями мужской одежды были? Рубаху шили длинной. Непременной деталью был пояс, который служил не только украшением, но и, как считалось, оберегал человека от нечистой силы.
Характерная особенность русской рубахи - покрой ворота. Его разрез был не посередине груди, а сбоку, отсюда и название.
(Рассматривание иллюстрации).
Порты — это широкие штаны. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду — кафтан. У кафтана были длинные рукава. Во время работы их собирали в складки, иначе они мешали.
-В холодную зимнюю пору поверх одних портов одевали вторые. Носили и шубы. Как вы думаете, из какого меха их шили?
Мужской головной убор того времени — колпак. Так называли высокую, остроконечную, обшитую по краю мехом шапку.
Основная одежда женщин была похожая на мешок? Не случайно говорилось в русской пословице : «Бабьи рубашки - те же мешки: рукава завяжи, да что хочешь положи». Женские рубашки, как и мужские, украшались вышивкой. Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла девушки носили душегреи.
Женские головные уборы были самые разные. Какие из представленных головных уборов на иллюстрациях вы знаете? (Рассматривание иллюстраций).
Предметом особой заботы была обувь. Самой распространённой обувью русского народа были? (Лапти). Простой кожаной обувью были мягкие туфли — поршни.
-А теперь, давайте с вами возьмемся за ленточки и станцуем народный танец «Карусель»
Ребята, возьмите волшебные ленты карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу так, чтобы карусель не сломалась».
Держась за ленты обруча, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончена игра.
-Одежду на Руси берегли, передавали по наследству, перешивали. Праздничную одежду хранили в сундуке.
-Вот и подошло наше увлекательное путешествие в мир народного костюма к концу. Ответы детей :
-Рубаха и порты
Ответы детей :
-Шили из козьего, волчьего, медвежьего меха или из овчины.
Ответы детей :
-Длинная сорочка.
Ответы детей :
-Душегрея - это короткая, чуть ниже талии, широкая одежда на лямках.
Ответы детей :
-Кокошники, венчики, кички, подбрусники, платки.
Лапти.
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончена игра.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап).
-С чем новым мы сегодня познакомились?
-Какие новые слова вы узнали?
-Что понравилось больше всего? Ответы детей :
-С русским народным костюмом.
Кички, душегреи, порты.