Тамара Чугуевская
Проект «Русский лес — сердце России»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский лес — сердце России»
Актуальность
"Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь,
в природе, вечный источник
детского разума. Очень важно
с ранних лет развивать в детях
умение созерцать, наслаждаться ею,
вглядываться в неё и вслушиваться".
Сухомлинский В. А.
Публикация «Проект „Русский лес — сердце России“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью я разработала экологический проект «Русский лес-сердце России», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Вид проекта : групповой, долгосрочный (1 год, творческо-исследовательский.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель и родители подготовительной группы.
Возраст детей : 6-7 лет.
Форма проведения: Совместная и самостоятельная деятельность в ходе различных режимных моментов, включающая в себя интеграцию таких образовательных областей как: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой, формирование познавательного интереса к природе своей страны и родного края.
Задачи:
-Дать понятие о многообразии родного края;
-Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, желание беречь и охранять окружающую среду;
-Развивать любознательность;
-Расширять знания детей о деревьях, кустарниках, цветах, лекарственных травах родного леса;
-Закрепить понятие, что лес - это дом для животных и растений, человек является частью природы;
-Познакомить с некоторыми видами растений и животных родного края, внесенных в «Красную книгу».
-Закрепить правила безопасности в лесу.
-Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
-Воспитывать любознательность, желание беречь и охранять природу.
1. Подготовительный этап (информационный).
- проведение входного мониторинга с целью выявления уровня имеющихся у детей знаний по теме проекта;
- определение степени готовности родителей к участию в проектной деятельности посредством анкетирования, индивидуальных бесед;
- создание творческой группы, ответственной за реализацию проекта;
- разработка плана реализации проекта;
- подбор методической и художественной литературы по экологическому воспитанию старших дошкольников, а также музыкальных произведений, видео и презентационного материала;
- адаптация развивающей предметно-пространственной среды в группе соответственно теме проекта;
- составление картотеки настольно-печатных, дидактических и подвижных игр.
2. Основной этап.
1. Усовершенствован и доукомплектован уголок природы (добавлены объекты, необходимые для реализации проекта);
2. Создано пространство для уединения ребенка «Уголок уединения» (создается довольно быстро и легко, в зависимости от потребности в нем ребенка, с помощью шторы, ширмы и набора развивающих дидактических игр и упражнений).
3. Так же в данном уголке размещены альбомы результатов самостоятельной деятельности (при желании ребенок может отразить полученные в процессе эксперимента впечатления в ИЗО-деятельности, и впоследствии, поделиться своими чувствами с другими детьми).
4. Изготовлены дидактические игры, способствующих развитию экологической грамотности детей.
5. Отражение деятельности, экологической направленности, в основных образовательных областях, а именно: «Познавательное развитие» :
Составление алгоритма и проведение экспериментальной деятельности следующего содержания - эксперимент по изучению свойств дерева;бумаги,камней
Реализация детского творчества: «От древесины до бумаги», «Камни», «Мини-книжки по экологии», «Защитим природу»
Организация цикла наблюдений (эпизодических и систематических) :
- выращивание листочков на ветках в вазе с водой;
- наблюдения за погодой;
- наблюдения за объектами живой природы;
- сравнивание живой и искусственной ели;
- организация мини-музея «Деревянное чудо».
Результаты всех наблюдений и экспериментов фиксировались в специально созданных для этой цели альбомах.
Рассматривание орудий труда для садово-огородных работ, и выявление возможных опасностей, связанных с их применением.
Рассматривание картинок с изображением ядовитых растений и беседа о безопасном поведении в случае встречи таковых в реальности.
«Социально-коммуникативное развитие Дидактические и настольные игры: «Правила безопасности в лесу», «Съедобное – не съедобное», «Экологическое лото», «Кто, чем питается», «Кто, где живет», «Найди верную тропинку», «Чьи следы?» и т. д.
Сюжетно - ролевые игры, содержащие элементы экологической направленности» : «Лесничий», «Пасека», так же при объединении сюжетов: «Семья в лесу», «Прогулка по лесу», «Ветлечебница», «Зеленый патруль» и т. д.
Театрализованная деятельность: мини-сценка «Спор зверей», инсценировка сказки «Маша и медведь» (постановка для детей 3-го года жизни). Праздники-развлечения «Осенины», «День земли».
Игры экологического содержания на установление благоприятного психологического микроклимата в группе Муравейник», «Птенцы», «Жизнь в лесу». «По лесной тропинке», «Эхо», «Из семечка в дерево», «Сороконожка», «Божья коровка», «Змейка», «Заблудившиеся утята», «Лесные феи».
Беседы о пользе растений для жизнедеятельности человека, вечерние просмотры фильмов и презентаций о безопасном поведении в природе. Систематические напоминания детям о необходимости соблюдения правил личной гигиены (мытье рук после работы с растениями, прогулок, проведения каких-либо опытов и т. п.). Беседы о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Проведение плановых и внеплановых инструктажей с детьми о правильном поведении на природе, в связи с разными погодными условиями (они были представлены в форме проблемных ситуаций «Подскажи Незнайке» и т. п.).
Трудовая деятельность детей была запланирована с учетом сезонных изменений:
Зима: Окапывание деревьев от снега (от порчи коры грызунами, уход за комнатными растениями, изготовление кормушек и подкормка птиц и белок.
Весна: Организация экологической акции «Зеленый патруль» (проведена во время проведения весенней экскурсии в лес, при непосредственном участии родителей);
Лето: Посадка цветов в клумбы, полив, прополка сорняков, рыхление почвы.
Осень: Сбор природного материала для поделок, укрывание многолетних растений землей на зиму.
«Речевое развитие» :
Беседы на темы: «Золотая осень», «Лес – богатство нашей Родины», «Погодные явления», «Дары природы», «Животные наших лесов», «Зимушка-зима», «Как животные и птицы проводят зиму», «Весна в лесу», «Растения на нашем лесу», «Летние краски природы».
Составление рассказов по иллюстрациям и сюжетным картинкам как самостоятельно, так и при помощи наводящих вопросов и алгоритмов составления рассказа.
Дидактические упражнения на развитие логического мышления и внимательности: «Что было до…», «Что будет потом», «Как вы считаете?», «А что, если.» и т. п.
Чтение сказок и литературных произведений: Я. Аким «У солнышка в гостях», Кожелебердиев «Я и небо», «Тучи», Н. Славдков «Бюро услуг», З. Александрова «Дождик» и др.
Поэзия: В. Степанов «В лесу темнеет рано», Н. Нищева «Листья осенние тихо кружатся», Я. Аким «Кружатся снежинки», С. Есенин «Заколдован невидимкой», Е. Трутнева «Вырастала елка», Г. Утробин «Как- то раннею весной», Е. Серов «Носит одуванчик желтый сарафанчик», И. Щербакова «Яблоня в цвету».
«Художественно-эстетическое развитие» :
В данную образовательную область были включены все виды продуктивной деятельности: рисование различными средствами и приемами, лепка, аппликация, конструирование из природного материала на следующие темы: «Листопад», «Осенние краски», «Грустный дождик», «Лесные дары», «По грибы, по ягоды», «Снеговик», «Зимние забавы», «Следы на снегу», «Снежинки», «Весна пришла», «Корзина подснежников», «Одуванчики на полянке», «Зеленая планета», «Жители наших лесов».
«Физическое развитие» :
Подбор подвижных игр и спортивных развлечений экологического содержания: «Ручеек», «У медведя во бору», «Живое – неживое», «Следопыты», «Веселые снеговики», «Солнышко и тучки», «Зимние забавы», «Весенние старты» и т. д.
Результатом педагогической работы: «От древесины до бумаги», «Камни», «Мини-книжки по экологии», «Защитим природу»,
Взаимодействие с родителями.
- Подготовка информацию по проектной деятельности с детьми (периодическое обновление информации согласно проводимым мероприятиям);
- Проведение анкетирования по выявлению родительской компетенции по проектной деятельности, и готовности родителей к участию в совместном проекте в начале года. Проведение анкетирования, с целью выявления результативности, а также возможных предложений и вопросов в конце года.
- Подготовка информационных листов по проведению целевых экскурсий в парк
- Непосредственное участие родителей в семейных экскурсиях с детьми в лес;
- Подготовка стендовых консультаций для родителей
-Совместная работа с родителями,изготовление макета «Лес»
3. Заключительный этап (анализ эффективности воспитательно-образовательного процесса).
- Организация выставок рисунков совместно с родителями «Я и Осень», «Зимняя сказка», «Весна пришла», «Лето – солнышком согрето».
Презентация проекта в виде проведения экологического праздника, включающего в себя:
инсценировку «Русский лес – сердце России»
выставку детских творческих работ;
Содержание
№ месяц тема Цель, задачи.
Содержание
1. Октябрь Русский лес. Осенний лес. Цель: Систематизация знаний детей о природе родного края.
Задачи: расширить кругозор детей о природе, животных и птицах бора; учить использовать для описания образные слова и выражения; развивать речь детей, память, мышление, воображение; вызывать положительные эмоции детей от общения с природой. Беседы на темы: «Золотая осень», «Лес – богатство нашей Родины»
Сбор гербария.
Совместная работа с родителями, подготовка и просмотр фильма «Русский лес»
Октябрь Рисование Нетрадиционное рисование Рисование: Оттиск на бумаге или печать растением.
Чтение худ. литературы
Н. Нищева «Листья осенние тихо кружатся»
дидактические и настольные игры: «Правила безопасности в лесу»
2. Ноябрь Лес в разные времена года Цель:развивать речь детей, память, мышление, воображение; вызывать положительные эмоции детей от общения с природой. Просмотр фильма «Лес в разные времена года»
Рисование: «Осенние краски»
• заучивание стихотворения;
• беседы с детьми по теме;
• рассматривание иллюстраций;
Ноябрь Лес-это богатство Родины Цель: воспитание эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру.
Задачи: поощрять творческий подход; приучать бережно относиться к природе; воспитывать чувство ответственности за свою планету. Беседы на темы: «Золотая осень», «Лес – богатство нашей Родины»,
инсценировка сказки «Маша и медведь»
3. Декабрь Русский лес в картинах известных художников Цель: Знакомство с творчеством художников России. Презентация на тему «Русский лес глазами художников» .
Дидактические упражнения на развитие логического мышления и внимательности: «Что было до…», «Что будет потом», «Как вы считаете?», «А что, если.» и т. п.
Декабрь Русский лес в стихах Цель : Развивать речь детей, память, мышление, воображение Заучивание стихотворений о зиме. подборка стихов и загадок;
Чтение худ. лит.
Я. Аким «Кружатся снежинки», С. Есенин «Заколдован невидимкой», Е. Трутнева «Вырастала елка»
4. Январь Профессия -Лесник Цель: Знакомство с профессией -Лесник сюжетно - ролевые игры, содержащие элементы экологической направленности: «Лесничий», «Семья в лесу», «Прогулка по лесу»;
Январь Обитатели леса Задачи: повторить названия птиц и животных и сезонные особенности их поведения; способствовать воспитанию заботливого отношения к природе родного края, желанию заботиться о птицах и животных;
беседы на темы: «Животные наших лесов», «Как животные и птицы проводят зиму»;
• занятие по лепке «Жители наших лесов»;
• Дидактические и настольные игры: «Кто, чем питается», «Кто, где живет», «Чьи следы?»;
• театрализация «Спор зверей»;
5. Февраль Книга «Кто живет в лесу» Задачи: воспитывать бережное отношение к книге;
развивать творческий потенциал при изготовлении книг. «Мини-книги по экологии» Цель: развитие познавательного интереса к миру природы.
«Мини-книги по экологии» Мини – книги «Кто живет в лесу?»
Февраль «Бумага своими руками» Цель: Просмотр презентации по изготовлению бумаги.
Задачи: сформировать знания о происхождении бумаги;
познакомить с процессом изготовления бумаги в домашних условиях; воспитывать
потребность к самостоятельному исследованию, интерес к творческой деятельности; развивать творчество.
• просмотр презентации «Производство бумаги на фабриках»;
• Беседы: «На чем писали люди, когда не было бумаги?», «Из чего делают бумагу», «Изобретение бумаги»;
• Д/и «Что сначала, что потом?», или «Из чего сделано?»;
• эксперименты по изучению свойств бумаги;
6. Март Лечебные растения Беседы о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Проведение плановых и внеплановых инструктажей с детьми о правильном поведении в природе. беседа о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Фото-альбом. рассматривание картинок с изображением ядовитых растений и беседа о безопасном поведении в случае встречи таковых в реальности; дидактические и настольные игры: «Правила безопасности в лесу», «Съедобное – не съедобное»;
посадка лука.
Зеленый лук – полезные витамины своими руками.
Март Синичкин календарь Цель: Привлечение к совместному творчеству детей и родителей. Изготовление кормушек. Рисование: «Кто живет в лесу?», «Птицы на кормушке»., «Кто к нам в гости прилетел?».
7. Апрель «Защитим планету» Цель: воспитание эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру.
Задачи: поощрять творческий подход; приучать бережно относиться к природе; воспитывать чувство ответственности за свою планету. • Беседа с детьми на тему «Экология и мы»;
• рисование на тему «Зеленая планета»;
• игра «Экологическое лото»;
• Праздник-развлечение «День Земли»; Коллаж «Защитим планету».
Апрель «Камни» Цель: знакомство детей с различными минералами.
Задачи: развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас; изучать свойства камней; раскрывать творческий потенциал. • Рассматривание иллюстраций, камней;
• раскрашивание камней;
• создание коллекции камней;
8. Май
Русское, изделия из древесины Цель :Знакомство с Богородской игрушкой. Рисование :Роспись Богородской игрушки
организация мини-музея «Деревянное чудо».
Май Итоговое развлечение
Ожидаемые результаты.
Повышается уровень экологической грамотности у детей, кроме того, происходит повышение личностных интегративных качеств, таких как:
- развитие наблюдательности детей по отношению к окружающему миру;
- повышение познавательного интереса к животному и растительному миру, а также к профессиям взрослых;
- активизация экспериментальной и исследовательской деятельности детей, в процессе которой дети приобрели полезные знания, навыки и умения, а также научились взаимодействию в коллективе; научились устанавливать причинно-следственные связи;
- проявление самостоятельности и творческого подхода в продуктивной деятельности;
- повышение уровня развития коммуникативных качеств детей,
- формирование гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Выводы.
Данный проект способствовал приобретению и закреплению навыков экспериментальной, мыслительной, творческой, игровой, трудовой деятельности, а также развитию у детей таких личностных компетенций, как любознательность, отзывчивость, дружелюбие, трудолюбие, умение взаимодействовать в коллективе.
По результатам срезового мониторинга видна положительная динамика знаний детей по формированию основ экологической грамотности методом проектной деятельности.