Ефимова Алла Петровна
«Русские богатыри». Конспект занятия по патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Цели и задачи:
Воспитание патриотических чувству старших дошкольников, чувства любви к Родине.
Вызывать эмоциональный отклик, сопереживание былинным героям
Расширять и укреплять знания детей об истории Родины
Развивать представление детей о разных родах войск, закрепить знания кто такие защитники отечества.
Продолжить знакомство с пословицами и загадками о древнерусских -воинах, научить понимать и объяснять их значение, воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защитить свою страну.
Предварительная работа:
Публикация «„Русские богатыри“, Конспект занятия по патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Знакомим со сказочно-былинной живописью, чтение былин.
Содержание.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой скоро будет праздник? (День защитника Отечества) .
Воспитатель : Правильно. Он посвящен всем мужчинам во всем мире. Быть защитником своей страны очень почетно, но защищать нужно не только страну, но и всех тех, кто попал в беду, кому нужна поддержка и помощь
Сегодня мы отправимся во времена былины. Кто мне скажет: «Что такое былина»(Ответы детей)
Слово «былина происходит от слова быль. То, что было, но очень давно. В старину былины рассказывали сказители и гусляры нараспев, аккомпанируя на древнем музыкальном инструменте-гуслях.
Воспитатель выносит гусли и медленно проводит по струнам.
Люди слушали былину, и вставали перед их взором могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов.
Вот послушайте, как они пели:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Так слагалась былина.
В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси.
Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская Земля, Родина, Россия - какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Воспитатель : Послушайте, ребята, загадку:
Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
И о ком же говорится в этой загадке? (О богатыре)
А как вы догадались? (Ответы детей)
Правильно
В те давние- давние времена на русские земли набегали татары, печенеги. Об этом мы с вами читали в книге «Званко- сын Добрилы».Они ходили на Русь, разоряли деревни, села, города, забирали в плен женщин и детей. Увозили с собой и награбленное добро. Как это было, мы видели в мультфильме «Князь Владимир».
Также про богатырей написал русский писатель Алексей Толстой:
О витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет.
Много лет назад это было, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей.
Каких богатырей Вы знаете?
Это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и много богатырей, чей подвиг был воспет в былинах.
Об этом мы узнали из мультфильмов: «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» или «Алеша Попович и Тугарин-Змей».
С кем сражались русские богатыри? (Ответы детей.)
Со Змеем Горынычем, Соловьем-Разбойником, Тугариным Змеевичем.
А кого они защищали (Ответы детей)
Всех, кто живет на родной земле: стариков, женщин, детей и всех слабых.
Выставляется картина В. М. Васнецова «Богатыри». Воспитатель читает :
Слава русской стороне!
Слава Русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Что вы видите на этой картине (Ответы детей)
Когда богатыри собирались вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом говорится в следующих пословицах:
• Не родом богатырь славен, а подвигом
• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать
• Мое богатство-сила богатырская, мое дело-Руси служить, от врагов оборонять.
• В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке.
Воспитатель : Ребята, а какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?
• Смелость силе воевода.
• Кто смел, тот на коня сел.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• На Руси не все караси, но есть и ерши.
• Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Воспитатель читает отрывок из былины «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»
Подъехал он ко городу Чернигову
У того ли города Чернигова
Нагнано врагов черным-черно,
Он как стал-то эту силу великую
И конем топтать, и копьем колоть
И побил он эту силу великую.
Ребята, отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу? "
Свист соловьиный,
Взор орлиный-
Не зверь, не охотник,
А … .(Соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем,
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву (Змей Огненный)
Ребята, а кто же поможет победить Огненного Змея и Соловья – Разбойника (Богатырь)
Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель : Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)
Чувство торжества, гордости за свою Родину
Игра «Русские Богатыри».
Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной движения.
Нивка, нивка
(Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Яровая жинка,
Уроди пшеничку,
Горох да чечевичку
(Делают взмахи руками снизу вверх) .
На поле копнами
(руки вверх,
На столе пирогами
(Лепят пироги) .
Нивка золотая
(Идут по кругу,
Добра, медовая,
Принеси нам хлеба
Стебелек до неба
(руки вверх)
Матушка рожь,
Встань стеной сплошь
(Взявшись за руки, поднимают вверх)
Стебель в оглоблю
Колос в дугу
(Наклоны вправо-влево)
Встань, рожь большая,
Вот такая
(Руки вверх)
Расти, копна золотая, -
Вот такая.
(Присели, медленно встать, поднимая вверх)
О подвигах русских богатырей великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». Давайте посмотрим на картину и поговорим о ней
Подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников.
Какой богатырь изображен в центре картины? (Илья Муромец)
Как вы догадались, что это Илья Муромец (ответы детей)
А какой он?
Он самый старший, могучий, мудрый
Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
-Кто справа от Ильи Муромца?
Какими качествами обладал Алеша Попович?
А кто был главным другом богатырей (Конь)
Снаряжение на лошади называется упряжь.
Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло)
Как называется одежда богатырей?
На них кольчуга-железная рубашка
Зачем нужна кольчуга богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7килограмм.
Что надето на головы богатырей? (Шлем) На Руси его называли шелом. Шлем оберегал голову-богатыря от ударов.
Какие еще доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч)
Меч был главным оружием воинов-богатырей и ратников в ту пору на Руси. Меч называли булавой. На мечах давали клятву, его передавали от отца к сыну. Меч носили в ножнах (Ребенок в костюме богатыря показывает меч, сделанный из картона и фольги).
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков : (Показывают силу богатыря)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель : Ребята, сегодня мы познакомились с древним русским творчеством- былинами и воспеваемыми в них подвигами древнерусских богатырей. А сейчас, мы садимся на свои стулья, закрываем в глаза, и отправляемся в путешествие во времени, где мы встретимся с русскими богатырями. Включается музыка
Открываем глаза и рисуем, что вы увидели.