Надежда Чалая
Проект «Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
г. Приозерск
Проект " Формирование духовно- нравственных качеств воспитанников через изучение истории родного края и ознакомление с культурой русского народа. "
«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
В. В. Путин.
Актуальность проекта
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Этот проект обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Цель проекта :
Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение эффективных форм работы.
Задачи проекта :
• Познакомить с героями былин, их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании;
• Учить детей осознавать мотивы поступков былинных героев и понимать их внутренние переживания;
• Формировать на основе былин у детей проектно - исследовательские умения и навыки;
• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу
• Развивать чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формировать гендерную и гражданскую принадлежность;
• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу
• Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, нетрадиционном рисовании; развивать творческие способности.
• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
Тип проекта : познавательно -исследовательский; творческий
Вид проекта : Долгосрочный
Срок реализации :(сентябрь-май).
Участники проекта :
•Дети старшей группы (5-6 лет);
•Воспитатель Чалая Н. А;
•Родители воспитанников;
•Музыкальный руководитель Алексеева Т. С; •Инструктор по ФК Сарафанова И. А.
Предполагаемый результат:
В процессе усвоения материала по данному проекту дети должны научиться:
• Узнавать и называть былинных героев;
• Различать и называть богатырские доспехи и оружие (кольчугу, шлём, палицу, копьё, щит, меч, лук, стрелы, колчан);
• Пересказывать тексты знакомых былин с опорой на иллюстрации;
• Участвовать в развлечениях, испытывая гордость и уважения к истории своей страны
• Использовать в речи эпитеты, сравнения, малые фольклорные формы (загадки, речёвки, потешки, пословицы);
• Проявление интереса и уважения к защитникам Отечества;
• Формирование у детей любви к Родине;
• Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность.
•Создание мини музея " Русские богатыри";
• Повышение уровня выразительности изображаемого объекта- развитие творческих способностей и технических навыков у детей.
•Повышение познавательной активности и поискового интереса у детей.
Презентация проекта :
• Открытое мероприятие - Праздничное развлечение «Богатырские забавы» к 23 февралю;
• Выставка детских работ по изобразительной деятельности по теме «Богатырская наша сила»;
• Выставка детских работ " Богатырский конь" (лепка)
• Дефиле «Костюмы богатырей» под руководством музыкального руководителя;
• Родительское собрание в форме игры " Что, Где, Когда" «История и культура России» ;(участники родители воспитанников группы)
Методы:
Словестные: чтение художественной литературы, беседы на заданную тему;
Наглядные; рассматривание иллюстраций, рассматривание произведений искусства, показ презентации;
Практические;
Практические;
Этапы проекта : 1этап:
Подготовительный.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач;
• Создание проблемной ситуации для детей; Что мы знаем? Были богатыри. Они сражались с врагами. Что мы хотим узнать? Кто такие богатыри? Как звали русских богатырей? С кем сражались? Кого защищали? Какое оружие у них было? Как стать богатырём? Как мы об этом узнаем? (Иллюстрации, энциклопедии, презентации, книги и т. д)
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
•Размещение консультаций в родительский уголок по теме проекта " Русские богатыри".
2 этап: Основной- практический.
Формирование знаний, умений, навыков при решении поставленных задач с помощью взрослого и самостоятельно.
Этот этап включает в себя интеграцию образовательных областей:
• Социально- коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие. Осуществление образовательной деятельности в рамках проекта :
• В ходе режимных моментов;
•В ходе самостоятельной деятельности детей;
• В процессе совместной деятельности педагога с детьми в различных видах деятельности.
Области образовательной деятельности Работа с детьми Работа с родителями
Познавательное развитие:
• Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать Богатырём?», «Подвиги русских богатырей»;
• Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, богатырских доспехов и оружия;
• Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Богатырская слобода». Сказки «Финист - Ясный сокол»;
• Показ слайдовой презентации «Богатырская Русь;
• Экскурсия в библиотеку.
• Консультация для родителей «Здоровое питание»; " Быть здоровыми хотим".
• Родительское собрание в форме игры " Что, где, когда" «История и культура России»;
Речевое развитие:
• Рассматривание картин: В. М. Васнецов «Богатыри», «На заставе богатырской» «Витязь на распутье». Н. Рерих «Илья Муромец»;
• Составление рассказов по картине В. М. Васнецов «Богатыри»;
• Составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырём!»;
• Придумывание сказки о богатырях;
• Знакомство с пословицами и поговорками о Родине, силе, мужестве и доблести, загадками о богатырях. Чтение художественной литературы:
• Стихотворение В Берестова «Богатыри»;
• Былины про Добрыню Никитича, Алёши Поповича, Ильи Муромца, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна; • Сказку
«Финист- Ясный сокол»;
• А. С. Пушкин «Сказка о царе Султане».
• Чисто говорки («Ба - бе-ба – у Ильи Муромца новая изба», «Бы- бы-бы- нет избы; •Помощь в создании библиотеки фольклорных произведений русского народа, текстов былин для чтения, загадок, пословиц о Родине, силе, мужестве и доблести;
•Создание иллюстрированных книжек малышек
" Приключение богатырей русских"
Художественно- эстетическое развитие:
• Рисование по темам «Русский богатырский щит», «Богатырь», «Бой богатыря со змеем», «Богатырь на коне». Раскраска про богатырей. Выставка детский работ;
• Лепка «Три богатыря», «Богатырский конь»;
• Конструирование «Богатырская застава»;
• Аппликация «Украшение шлемов и щитов»;
• Музыка. Слушание. Песня «Богатырская сила» А. Пахмутова, Н. Добронравов. Опера Н. а. Римского- Корсакова «Сказка о царе Султане» (чудо второе «Тридцать три богатыря», пьеса «Богатырские ворота» М. П. Мусоргскогот
•Привлечь родителей к организации и оформлению галереи по теме «Русь Богатырская»;
Физическое развитие:
• Подвижные игры «Поймай хвост Змея Горыныча», «Бой богатырей», «Взятие крепости», «Царь и Воевода»;
• Эстафеты «Кто быстрее проскачет на коне», «Меткий стрелок», «Перетягивание каната», «Дорога препятствий», «Кто быстрее соберётся в дорогу»;
• Гимнастика «Богатыри».
• Праздничное развлечение «Богатырские забавы» к 23 февралю.
Памятка родителям " В здоровом теле-здоровый дух"
Социально- коммуникативное развитие:
• Дидактические игры «Собери богатыря в путь- дорогу», «Назови богатыря»; «Помоги спасти царевну», «Угадай о ком говорю», «Узнай по описанию»;
• Словесные игры «Вспомни слово из былины», «Найди лишнее слово», «Узнай по описанию»;
• Настольно - печатные игры «Освободи царевну», «Помоги богатырю собраться в путь»;
• Сюжетно- ролевые игры «Илья Муромец и соловей –разбойник», «Богатыри охраняют землю русскую», «Богатыри в быту»; • Театрализованные игры. Игра - драматизация «В гостях у трех богатырей» Пальчиковая гимнастика «Три богатыря»
• Изготовление вместе с детьми детского богатырского костюма (шлем, кольчуга) и оружия (лук, колчан, стрелы, щит, меч);
3 этап: Заключительный:
Самореализация всех участников проекта.
• Открытое мероприятие - Праздничное развлечение «Богатырские забавы» к 23 февралю;
• Выставка детских работ по теме «Богатырская наша сила»;
• Дефиле «Костюмы богатырей»;
Обеспечение проекта :
• Организация и оформление галереи «Русь богатырская;
• Подбор иллюстративного материала по теме «Былины в картинках»;
• Оформить мини- библиотеку «Былины читай, да на ус мотай»;
• Создание аудио и видеотеку по проблеме;
• Подготовить картотеку подвижных и дидактических игр.
Изготовление атрибутов для дидактических игр, сюжетных игр;
• Создание сундучка загадок, пословиц о Родине, силе, мужестве и доблести;
• Вместе с детьми сочиняем сказку о богатырях и оформляем книгу с рисунками детей по сказке;
• Постройка из снега «Богатырская застава»;
• Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику.