Татьяна Кулешова
Конспект занятия «Русская берёза»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люблю березку русскую».
Воспитатель: Кулешова Татьяна Викторовна
Дата проведения: 22.03.2020 г.
Программное содержание: формирование у детей первоначальных патриотических чувств: любви к Родине, к родной природе.
Образовательные задачи – обобщить и систематизировать представления детей о берёзе, как уникальном дереве-символе России с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства, формировать эстетический образ берёзы.
Публикация «Конспект занятия „Русская берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающие задачи – активизировать речевую активность детей, обогащать их словарный запас, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Воспитательные задачи - вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Словарная работа:
красавица, белоствольная, стройная, чечевички, деготь, картинная галерея.
Индивидуальная работа:
Способствовать развитию диалогической и монологической речи детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
1. Рассматривание березы и наблюдения в разное время года.
2. Экскурсия в парк.
3. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе. Разучивание хоровода «Берёзка».
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с изображением березы
5. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.
6. Проектно-исследовательская деятельность детей с родителями: «Какую пользу приносит берёза?», «Что мы знаем о березе?»
7. Создание презентации «Люблю березку русскую».
Материал и оборудование:
Иллюстрация с изображением березы, проектор презентация «Береза в разное время года», разрезная картинка «Береза», гуашь зеленого и черного цветов, трафареты, 1 / 2 альбомного листа на каждого ребенка, кисточки, баночки-непроливайки.
Ход занятия.
Установка к занятию
Речевое приветствие: «Здравствуй солнце золотое.
Воспитатель: А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Так гласит Русская народная поговорка : «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
А сейчас я загадаю вам загадку:
Загадка:
Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан (береза).
Дети: Берёза.
Правильно, сегодня мы будем говорить о березе.
Воспитатель предлагает рассмотреть детям иллюстрацию с изображением березы.
Чем отличается береза от других деревьев? Как мы ее узнаем в любое время года?
Дети: Белый ствол только у березы с чёрными прожилками.
Воспитатель: Как это дерево называют в народе?
Дети: Русская, белоствольная, кудрявая.
Воспитатель: Из всех деревьев русского леса березка всех красивее и милее. Береза-символ России. У нее стройный ствол, тонкие ветви, нарядные сережки, которые появляются весной до появления зеленых листочков. Береза не только украшает наш родной край, но и приносит много пользы для людей.
Воспитатель: Какую пользу приносит нам береза? Где ее применяют?
Дети: Из почек березы готовят различные народные средства для лечения простуды.
Воспитатель: Правильно. А еще издавна люди из веток березы делали метлы и веники, из древесины фанеру и мебель. Вениками парились в бане, изгоняя простудные заболевания. Но не только, березовые почки применяют в медицине, еще из древесины изготавливают активированный уголь и деготь.
Воспитатель: Как называются точечки на стволе березы и для чего они служат?
Дети: Черные точки на стволе березы, называются - чечевички. Береза с их помощью дышит.
Воспитатель: Чем покрыт ствол березы?
Дети: Корой.
Воспитатель: Как называют березовую кору?
Дети: Береста.
Воспитатель: Что делают из бересты?
Дети: Лапти, посуду, обереги, корзины и лукошки для ягод и грибов, игрушки, заколки, браслеты и другое.
Воспитатель: О березе сочиняют стихи и поют песни, играют возле березы в хороводные игры.
Дети читают стихи о березе:
Артё м: На поляне, на пригорке
Под окном среди полей
Белокурая березка
Символ Родины моей.
Милания: Люблю березку русскую
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Детям на слайдах предлагается рассмотреть изображение «Березы в разное время года»
1Слайд (лето). Нравится ли вам березка? Какое это время года? (лето). Давайте ее похвалим, назовем ласково. Какая она?
Дидактическая игра «Назови ласково».
Дети: Березонька кудрявая, любимая, белоствольная, ненаглядная, белокурая, красивая, стройная, милая, родная.
2 Слайд (осень). В какое время года бывает такой березка? Какая она? (
Дети: Осенью: золотая, желтая, разноцветная.
3. Слайд (зима). Какое время года, вы, видите? Какая здесь березка?
Дети: Голая, белоснежная, белоствольная, ветвистая, косматая.
4 Слайд (весна). Такая березка бывает когда?
Дети: Весной.
Воспитатель: Какая она здесь?
Дети: Пышная, кудрявая, зеленая, мохнатая, раскидистая.
5 Слайд. (Березовая роща). Кто знает, как называется место, где растет много берез?
Дети: Березовая роща.
Физминутка.
Березка в белом сарафане
(шаги на месте)
Весною водит хоровод,
(руки на поясе)
Звенит сережками тихонько
(повороты в правую и левую сторону)
И птичек в гости все зовет.
(ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки-ветки,
(руки в стороны)
Опустит ветки-
(сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки
(ритмичное покачивание рук над головой)
Чтоб лучик на ветвях повис.
Детям предлагается собрать разрезные картинки с изображением березы.
Игра «Сложи картинку».
Коллективная продуктивная деятельность.
Детям раздаются белые альбомные листы, с заранее нарисованным стволом березы, гуашь зеленого и черного цвета, трафареты в форме березового листа, салфетки, кисточки и баночки-непроливайки.
Дети, используя трафареты и гуашь, рисуют листочки на ветках березы. Затем добавляют на ствол березы черной гуашью с помощью кисточки тоненькие линии-чечевички.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Вот как много нового и интересного мы узнали сегодня о русской березе, которую не зря считают символом нашей страны России. Послушайте стихотворение.
Как будто в свадебном
Березка русская стоит.
Ей ветер нежно кудри гладит,
Сережки солнце золотит.
Под нею раннею весною
Девчата водят хоровод.
Ее красавицей лесною
Зовет недаром наш народ.
В ней столько нежности и света
И как тут не сказать, друзья.
Для всех, для нас, береза эта
Наш край родной, наша страна.
-С каким символом России мы сегодня познакомились?
-Что мы рассматривали? О чем говорили?
-Что больше всего вам понравилось и запомнилось?
-Ребята, чтобы березки были всегда стройными и красивыми, давайте охранять и защищать русскую красавицу! Нельзя ломать ветки! Нельзя портить кору, чтобы березка не высохла! Нельзя вырубать березовые рощи!