Толчеева Наталия
Конспект занятия «Русская березка, нет тебя красивей, ты в веках осталась символом России»
▼ Скачать +Заказ
Цель : формирование у детей дошкольного возраста чувства любви и бережного отношения к природе, как неотъемлемому компоненту патриотического воспитания по средствам расширения их знаний о березе – символе России.
Задачи:
Обучающие:
познакомить воспитанников с удивительными свойствами и красотой русской березы;
расширить лексический запас детей, обучать правильному формированию речи;
формировать у дошкольников познавательные навыки и умения делать правильные выводы;
обучать вести беседу, поддерживать разговор с воспитателем.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Русская березка, нет тебя красивей, ты в веках осталась символом России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
развивать внимание и наблюдательность за изменениями в природе в разное время года;
-развивать воображение, внимание, память, сообразительность.
Воспитательные:
воспитывать у детей эстетические чувства красоты и прелести окружающего мира на примере русской березки;
учить любить природу и бережно к ней относится;
воспитывать уважительное отношение к русским обрядам традициям, интерес к русскому народному творчеству.
Материалы и оборудование: аудиозапись; картины известных художников; рисунки детей; наглядные пособия, выполненные из березы : плетенки, короб, корзиночка, дрова, березовый сок, березовый веник, веночек, листья и сережки, береста; выставка книг.
Предварительная работа: беседы о государственной символике России; рассматривание изображений родной природы; наблюдение за березой на участке детского сада; сбор осенних листьев; народные игры под березкой.
Методы и приемы: наблюдения и сравнения, использование художественной литературы, дидактические игры.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, музыкальная.
Ход занятия:
1. Вводная часть
1) Организационный момент
-Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня выдался денек, солнышко улыбается нам. Давайте, и мы с вами, поделимся со всеми присутствующими на нашем сегодняшнем занятии хорошим настроением. Встаем на наш волшебный коврик и дружно повторяем:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй Матушка - Земля,
Здравствуй, Родина моя.
- А теперь, детки, проходим на свои места, садимся на стульчики.
2. Основная часть
1) Беседа
-Ребята, а вы обратили внимание, как оформлена сегодня наша группа? Может, заметил кто-то из вас что-то особенное, необычное? ( ответы детей: в группе картины, рисунки, поделки)
- Обратите внимание на эти картины. Что вы видите на переднем плане ( ответы детей: деревья, березы). Совершенно верно, многие художники любили природу и часто изображали разные деревья на своих картинах. На нашем сегодняшнем занятии речь пойдет тоже об очень красивом дереве. А вот о каком, попробуйте угадать:
Клейкие почти
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит над рекой (береза)
-Правильно, ребята, на сегодняшнем занятии мы будем говорить о березе.
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берёз.
Мы с вами живем в очень большой и могучей стране под красивым названием Россия! Берёза любимое дерево всех русских людей.
Как вы думаете, за что человек полюбил березки? Какую пользу она приносит человеку? ( ответы детей: стройная, красивая, защищает от солнца, птицы строят гнезда)
- О березке написано очень много книг. Это рассказы, сказки, стихи и песни. Мы с ними обязательно познакомимся на наших следующих занятиях.
А теперь спросим мы березу, какую нам она приносит пользу и почему ее считают символом России? В нашей группе есть замечательная подсказка. Посмотрите внимательно, вот она (на отдельном столике стоит украшенная ветка березы, стоят плетенки, короба, корзинки, дрова-поленья, бутылка с надписью "Березовый сок", березовый веник, венок, листья и сережки) (ответы детей)
-На Руси всегда любили русскую красавицу.
Всем березка хороша, всему миру нравится.
Ей топили, на ней писали (воспитатель показывает предметы, о которых говорит)
Листики в подушку клали,
Из нее плели веночки -
Часто их носили дочки.
Сок березовый все пили
И здоровенькими были
А еще скажу, детишки
Из березки шили книжки.
Туески, корзинки вязали
Продавали на базаре.
Всем березка хороша -
Наша русская краса.
И, конечно, неспроста
Ее любит вся страна.
Символом своим считают
Очень сильно уважают.
- А еще, ребята, березку считают священным деревом. В праздник Святой Троицы веточками березы украшают дома и церковь. Березка- символ этого праздника.
2) Физкультминутка
Вижу, деточки, устали
На зарядку дружно встали.
В нашем городе здания - высокие (руки вверх)
Есть проспекты, аллеи - широкие (руки в стороны)
Есть мосты над реками - радугой (руки описывают дуги вправо-влево)
И фонтаны бьют в небо - радостно (руки вверх, сжимать-разжимать ладони)
В нашем городе реки - глубокие (наклон, руки вниз)
Фонари красотою - строгие (руки вверх)
В скверах - парках деревья зеленые (руки вверх, движения вправо-влево)
Мы в свой город с детства - влюбленные (похлопали в ладошки)
3) Познавательно – развивающие игры
-А теперь опять за стол,
Продолжим важный о березке разговор.
Видите, короб на столе стоит
Что-то в нем, дружок, лежит.
Чтобы легче угадать
Я хочу вам подсказать.
Чтобы буквы написать
Мы берем с тобой тетрадь
Тетрадей не было тогда,
Но это вовсе не беда.
Тетрадкой была она
На столе она лежит
И на вас она глядит
Не узнали? Не беда
Подскажу вам, здесь …кора
-В старину наши прабабушки и прадедушки писали на березовой коре. Кора у березки белая, по этому, ее называют берестой (дети берут в руки бересту, рассматривают)
-А теперь предлагаю поиграть.
Подскажите мне немножко
Из чего растет березка (перед каждым лежит сосновая шишка и березовая сережка) (дети выбирают сережку)
Ты из короба, дружок
Достань березовый листок (дети высыпают листья клена, дуба и березы)
Кто же из вас самый внимательный?
Кто самый наблюдательный?
(показ листочков)
воспитатель комментирует действия детей.
3. Заключительная часть
-Теперь вы знаете, как растет березка, и можете узнать ее даже по листочку.
-Ребята, а вы знаете, что березка еще и плачет? Кто из вас видел слезки березы? А всегда ли она плачет? В какое время года плачет березка? Как называются берёзкины слезы? (ответы детей) воспитатель поясняет ответы детей и помогает сделать правильный выбор.
-Береза плачет только весной, потому, что в это время года ее веточки наполнены березовым соком.
Дорогие деточки, не ломайте у березки веточки,
Ведь у каждой березки, как у вас бывают слезки
Дети, сегодня мы с вами поближе познакомились с таким красивым деревом - русской березкой. Мы узнали, что березка растет везде, на всей территории России. Даже на Севере, где очень - очень холодно, только там она называется карликовой, так как климат там суровый. Березки там низкие (на карте размещены березки по всей территории России)
Мы узнали, что березы не только украшают наши улицы, дома, не только очищают наш воздух, чтобы мы дышали легко чистым и свежим воздухом. На нашем занятии мы узнали, какую пользу приносит береза русскому человеку : поит березовым соком, отапливает дома, укрепляет наше здоровье, из нее плетут всевозможные корзинки, купаются в бане, украшают жилища в праздники, водят с веночками хороводы.
А теперь настал черед
Водить вокруг березки хоровод (входит русская березка, дети водят вокруг березки хоровод под песню "Во поле березка стояла")
Рефлексия
- Наше занятие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие?
На сегодняшнем занятии мы много полезного узнали о русской березке. О ней слагали стихи и песни, рассказы и сказки. О ней сложены пословицы, поговорки, загадки. Сколько полезного и необходимого можно сделать из нее: ложки, корзинки, веник для бани, игрушки. В церковный праздник она служила украшением домов, а в дни гуляний вокруг нее вводили хороводы, пели песни, играли и веселились. Вот по - этому березку называют еще одним символом России.
По - этому очень важно каждому из нас не только любить березку, но и ее преумножать, то есть сажать. И сейчас мы с вами выйдем во двор и посадим свою березку. Она будет расти вместе с вами, и украшать нас дворик.
(это возможно с предварительной договоренностью с администрацией учреждения и наличием посадочного материала)