Елена Лысенкова
«Ручной труд как средство развития согласованности в работе глаз и рук у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Ручной труд как средство развития согласованности
в работе глаз и рук у детей с нарушением зрения
Публикация «„Ручной труд как средство развития согласованности в работе глаз и рук у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Этот вид труда является одним из наиболее любимых занятий ребёнка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений.
Что такое ручной труд? Это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, в быту.
Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Как отмечал В. А Сухомлинский «истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Творчество - очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. И пусть это будет всего лишь один цветок, но сделанный своими руками - это будет единственный и неповторимый в мире цветок.
Передо мной стоят три задачи:
1. Вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.
2. Научить детей складывать бумагу в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона, образца, создавать игрушки в технике оригами, композиций объёмных и плоскостных из различного материалов.
3. Развитие зрительного восприятия посредством ручного труда в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Решая эти задачи свою работу планирую на каждый месяц с определё нным материалом: бросовым, тканью, бумагой, нитками.
Перед обучением детей работе с бросовым материалом, бумагой, тканью, проводила беседы по ознакомлению со свойствами материалов. Были созданы различные коллекции из ткани, пуговиц, фантиков, ниток. Собраны книги и пособия- «Художественный труд», «Делаем сами», «Бумажная фантазия», «Мастерилка». Были собранны пословицы и поговорки о труде, загадки для применения в процессе изготовления поделок.
Так как дети имеют нарушение зрения, на первых занятиях был полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами. Размышляя и рассуждая при детях, тем самым я побуждаю их думать. Мы мастерим, проговаривая свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки.
В процессе занятий перед ребёнком открывается мир фантазий и увлечений, дети получают знания о том, какой материал можно использовать для композиций. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересно, и использование художественной литературы и сюрпризных моментов делают её ещё более увлекательной и помогают преодолевать возникающие трудности. Игровые приемы положительно влияют на эмоции детей, которое в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества детей.
Детей учу анализировать свою поделку, высказываться о работе товарища, давать советы, делиться мнением. Очень важно научить доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках, не обижаться на критику. Важно показать ребенку, что его работа не безразлична педагогу. Я всегда беру в руки детскую работу, рассматриваю и анализирую ее.
На занятиях дети с удовольствием работают с бумагой. Сначала я обучаю детей складывать, скручивать, переплетать, соединять одну полоску с другой, в результате чего получались всевозможные формы. При сворачивании бумаги более широкой полосы у нас получился цилиндр. Мы его превращали в животного и дети с удовольствием играли со своими поделками.
Какой праздник был у нас, когда дети познакомились с оригами! Они удивлялись, как обыкновенный лист бумаги превращался в игрушку или предмет. Благодаря этому искусству у детей развивается зрительное восприятие, что способствует повышению зрительных функций, а так же других психический процессов – памяти, мышления, мелкой моторики, а следовательно и речи. Поэтому занятия оригами особенно полезны детям с нарушением зрения.
Делали интересные цветы из салфеток и создали декоративное дерево.
Назвали его дерево желаний.
При работе с тканью и нитками дети узнают, что они бывают разного качества, прочности, толщины. В процессе этих занятий у детей развивается вкус, чувство цвета, открываются большие возможности для развития инициативы, возникают положительные эмоции, которые вдохновляют, активируют детскую мысль.
Много внимания в нашей группе уделяется ручному труду вне занятий. Это важно для всех детей, но особенно для детей нашей группы, с нарушением зрения.
Уделяем внимание плетению из бумажных полос (разного размера в зависимости от диагноза)
В месте с детьми делаем макеты для группы. Из яичной скорлупы делали пингвинов получился макет северного полюса.
Для оформления группы из нарезанных ниток делали окна для мастерской.
Увлекла детей поделками с использованием круп. Эта работа очень интересная, но очень кропотливая и сложная. В процессе изготовления дети познакомились с различными видами круп. Из манки получились белые медведи, из гречки получились бурые медведи.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если использовать систематически, во взаимосвязи друг с другом.
Благодаря системе работы по ручному труду, учету особенностей заболевания глаз каждого ребенка, индивидуальности каждой личности, сделала следующий вывод:
1. У детей процесс воображения стал выделяться в самостоятельный процесс.
2. Повысился интерес к играм творческого характера.
3. Дети научились неоднозначно воспринимать окружающие их предметы.
4. Обогатились по содержанию сюжетно - ролевые игры. Разнообразнее
стали действия детей при исполнении определенной роли.