Мария Тумашева
Занятие «Рождество к нам идет, приближается: с играми да плясками, с Рождественскими сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
приобщить детей к истокам русской народной культуры, формировать эстетическое начало в ребенке, воспитывать общечеловеческие ценности: доброту, красоту, любовь к Родине.
-Что такое Рождество? (ответы)
-Рождество – это очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного Младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесёт людям счастье и радость.
Публикация «Занятие „Рождество к нам идет, приближается: с играми да плясками, с Рождественскими сказками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
-Какие произведения Светланы Волковой мы читали о Рождестве? («Синяя чашка», «Сахарный Ангел», «Генерал Хлоп-Боп», «Зимняя ласточка»)
-Что было в синей чашке у Ани?
-Чья колыбелька должна была появиться под яркой звездой в полночь?
-Кто мешал Ане донести свой подарок?
-Как помог Ангел Ане?
-О чем попросила Аня елочную Фею?
-И ещё одну сказку о Рождестве мы прочитали у С. Волковой. Посмотрите на экран и назовите имя главного героя.
-Какие события происходили в этой сказке?
-Что за пирог пекли на Рождество?
-Кто всегда помогал делать Добро?
-А как вы отмечаете свое день рождения?
-Давайте вспомним сказку «Зимняя ласточка». Почему ласточка не улетела? (была молодая, а в октябре было очень тепло и ей казалось, что на дворе ещё лето)
-Как звали дочку лесника, которая, увидевши ласточку, очень переживала за неё? (Ульяша)
-Кто защищал ласточку в течение высей зимы? (белый Ангел с узкими, длинными ласточьими крыльями, «Никто не видел, кроме Старой Ели, как Ангел, разгреб наметенный снежный холмик, поднял ласточку с земли и трижды её перекрестил…»
-Кто ещё в эту зиму помогал девочке Ласточке? (Белка, дом которой был высоко над землей)
-У кого волею судьбы в эту зиму оказалась девочка Ласточка? (у Выдры помогала жарить и солить рыбу; у Горностая чистила и проветривала его шубы; и наконец привела её Белка к Деду Уреме, где она и прижилась)
-Почему Дед Урем вздыхал и печалился, что его внучка-девочка Ласточка-
леднела и невесела была? (без птиц ей было грустно)
-Что же произошло в Рождество? (сияла, сверкала Звезда на макушке Старой Ели, а снегири, синицы, зяблики, свиристели пели:
«Ёлка – лестница до неба,
Елка – лестница до звезд.
Елку всюду ставят люди
В день, когда рожден Христос!»
-Узнала ли Ласточка Ангела, которого Господь послал, чтобы спасти её? (да, и они вместе воздали благодарность, которая поднялась очень высоко к Рождественской Звезде)
-Захотела ли девочка Ласточка снова стать птицей? (нет, ей было жаль
ставить навсегда своих друзей - зимних птиц, старого Деда и названную сестру Ульяшу)
- Рождество – праздник особый, таинственный, с неизменной надеждой на вечное торжество Добра и Любви. Какие обычаи есть на Рождество (колядование)
-На Рождество всегда колядовали – это значит ходили по дворам и поздравляли с праздником. Колядовщики ходили ряженые: «Звезда светит нам в пути, каждый дом нам надо обойти». Колядовщиков всегда угощали – кто подает пирога, кто лепешку, печенье, конфет…Пели и плясали, а самым интересным делом было
адание…и всегда за стол садились, чтобы угощеньем насладиться, да приговаривали:
-Пусть любовь и добро с нами рядом живут. Пусть в наших сердцах Рождество зажжет свою искорку счастья, доброты и любви друг к другу.
-Я хочу вам прочитать ещё одно стихотворение:
«Есть праздник, что светлее всех других,
Есть день, когда весь мир добром лучится,
Ведь в Рождество всё может приключиться.
Чтоб изменить теченье дней иных…
День дарит веру всем, надежду и любовь
На то, что будем жить в добре и счастье.
Спеши творить добро, открой души покров
И помолись за всех, кто может быть несчастлив».(Наталья Фалева)
-Иркутские писатели-сказочники открывают нам не только волшебство своих сказок, но и знакомят с родным краем, нашим городом…
-Кого из наших писателей вы можете назвать (Юрия Баранова, Светлану Волкову, Анатолия Байбородина и других).
-У Юрия Ивановича Баранова героями сказок часто становятся те, кого он любит.. Главная героиня – Таисия, внучка писателя.
-Назовите сказки, которые мы уже знаем( «Тайна Тихвинской площади», «Заветная мечта» и др.)
-Каких сказочных героев придумал Юрий Иванович, чтобы было интересно и нескучно? (Хихишку, кота Баюна, Мурысенка, Медвежутку, Лошарика)
-Кто из них был жутко умный, наподобие Знайки? (Медвежутка)
-У Светланы Волковой есть не только рождественские сказки, но и новогодние. Некоторые мы уже знаем. Сейчас поиграем : я называю героев, а вы мне говорите название сказки.
\ «Из какой мы сказки?» - угадай сказку по героям.
1. Тася, заяц, дворняжки. («Валенки», С. Волковой)
2. Цыгане, Дед Мороз, Тася. («Трамвай «Сарафановка – Рынок», С. Волкова)
3. Никишка, Заплатка, бабушка. («Собачий Мороз», С. Волкова)
4. Хихишка, Кот Баюн. Медвежутка, Лошарик. («Тайна Тихвинской площади», Ю. Баранов)
5. Снеговик, собака Дик, Тася, приведение. («Заветная мечта»)
Развивать память, умение правильно строить предложение при ответе.
-Светлана Волкова говорит, что «сказка – это поэзия жизни, и её драма, горести и радости, потери и обретения – всё там». «Наши старинные дома, деревянные улицы и переулки дышат сказкой. В моих книжках можно найти и Ямскую, и Подгорную, и Партизанскую, и Зимнюю улицы… Сказочный «Трамвай «Сарафановка – Рынок» - это наша «четверка, которая ходит в Рабочее…
-В сказке Анатолия Байбородина «Заячьи гостинцы» - Иван, крестный отец Ванюшки, жил с семьей – в вершине реки Уды. Бывая в деревне, он не забывал привести крестнику заячьи гостинцы: туесок душистой земляники, луковицы
есной саранки, а то привезёт берестяной короб тальниковых свистулек… В тайге, если жить по-доброму, с голоду не пропадёшь – кругом заячьи гостинцы…
-А в сказке «Косопят – борода до пят» - три действующих лица: мягкая и покладистая Оленушка, непослушная и капризная Маша и Косопят – борода до пят. «Сказка – ложь, да в ней намек, малым детушкам урок» - «мало ли, много ли в речке воды утекло, но стала Машенька деду с бабкой подсоблять – грядки поливать, козу доить и козляток кормить. Словно подменили Машеньку: сестру не обзывает и без угомона засыпает…» - вот так сказка лечит от плохих привычек, на ум наставляет, добро делать приучает, красоту родного края полюбить помогает…
-Очень порадовала меня ещё одна сказка Светланы Волковой, это «Берестяной коробок» - о дедушке Науме Грамотнике. Праздник Наума Грамотника мы отмечаем 14 декабря. Если плохо учился, надо перед ним повиниться и сказать : «Прости, дедушка Наум, и наставь меня на ум!» Об этом празднике вы узнаете побольше, когда в школу пойдете. В сказке дедушка Наум загадал две загадки:
А) «Что сильнее всего? Что всех выше и к небу ближе?» - это СЛОВО.
Б) «Кому на земле всё известно: что будет, что есть и что было раньше?» - это КНИГА.
-Учите буквы, складывайте их в слоги, в слова и читайте книги. Именно здесь, в библиотеке, - царство книг, которые помогут вам стать умными и мудрыми.