Халилова Мадинат
Конспект занятия «Роспись балхарской керамической тарелки»
▼ Скачать
Роспись балхарской керамической тарелки
Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Приобщение детей к традиционному декоративно - прикладному искусству, народным промыслам Дагестана; развитие чувства композиции, творческих способностей детей.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с балхарской керамикой
• Развитие навыков декорирования заданной формы на основе элементов балхарского узора
• Формирование и развитие художественно - эстетического вкуса
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Роспись балхарской керамической тарелки“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Мини- выставка изделий (балхарские кувшины, вазы, тарелки);
• Ноутбук, проектор, муз. центр;
• Наглядное пособие в виде таблиц - рисунков:
• а) изображение этапов работы над рисунком
• б) изображение характерных элементов росписи балхарских тарелок
• в) видеоролик «Гора самоцветов»
• Предварительно сделанные тарелки, гуашь белого цвета, кисточки, баночки с водой, подставки для кисти,салфетки.
• Оформление зала:
• образцы декоративно -прикладного искусства Дагестана;
• гончарный круг;
• табасаранские ковры в зоне мастерской;
• макет печи для обжига глиняной посуды
Ход занятия:
I. Вводная часть
Дети входят в зал под дагестанскую мелодию и становятся полукругом. Давайте поздороваемся друг с другом.
Слова приветствия: Саламалейкум добрый друг!
Солнце светит всем вокруг,
Улыбнись и станет веселей,
И мир вокруг будет добрей!
Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в горный аул. А в какой, узнаем чуть позже. Cейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет «Дагестан» из мультфильма «Гора самоцветов» (дети сели).
(После просмотра сюжета воспитатель задаёт вопросы.)
1. Как называется наша страна? (Россия.)
2. Как называется наша малая Родина (Дагестан)
-Давайте послушаем стихотворение про наш Дагестан, вот как о нём написала В. Верхушина
Ребё нок: «Мой край», автор В. Верхушина.
Если мне Россия мать, лучшая из стран!
Я могу отцом назвать – милый Дагестан!
Я горжусь, что я живу, в этом уголке,
Для меня мой Дагестан-лучший на земле!
3. - Чем славится наш Дагестан?
- Чем мы гордимся? –(природой, знаменитыми поэтами, песнями, танцами, своими народными промыслами.
Воспитатель: Дагестан-это страна гор, на склонах гор, лепятся аулы, и каждый из них чем-нибудь, да славится.
4. -Какими народными промыслами славится Дагестан? - Кубачинские изделия, балхарская керамика, табасаранские ковры, унцукульские деревянные изделия.
-Я приглашаю вас, совершить небольшое путешествие в селение Балхар. Вы согласны?
-Чтобы попасть в селение Балхар надо сказать волшебные слова.
-Повернулись, покрутились, и в селении Балхар очутились! (Педагог накидывает на себя платок, на ноги одевает следы-джурабки; дети за педагогом идут в зону мастерской)
II.Основная часть
(У печи для обжига керамических изделий сидит ребёнок (в костюме джигита)и подбрасывает хворост для розжига, с приходом детей в эту часть зала, приветствует их стихами).
«Слыхал, ли ты, про наш аул Балхар?
Видал ли ты, как люди месят глину?
Узнал ли ты, как трудится гончар,
Давая жизнь чудесному кувшину»
(Воспитатель предлагает детям, пройти в мастерскую. Дети с воспитателем рассаживаются на коврике. Перед воспитателем гончарный круг, на котором лежит тарелка для росписи)
Воспитатель: Согласно древней легенде, гончарное искусство открыл местному населению бедняк по имени Калкуччи, который однажды увидел на берегу водоема ребятишек, лепивших что-то из глины, и решил последовать их примеру. Овладев этим мастерством в совершенстве, он рассказал, как обращаться с глиной, остальным, причем этот вид искусства хорошо давался женщинам. И действительно с давних времен гончарное дело здесь было исключительно женским ремеслом. А мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой.
- Чем славится аул Балхар?
В селении Балхар изготавливают изделия из глины.
Аул Балхар, известен, как центр гончарного искусства.
-Ребята, а кто такой Гончар? – Гончар-это мастер по изготовлению глиняной посуды.
Какую посуду изготавливают мастера (кувшины, тарелки, маслобойки, игрушки).
Вот все эти изделия перед вами. Посмотрите, какие они красивые.
Воспитатель: - Женщины – балхарки готовые изделия украшают специальной росписью на гончарном круге. (Воспитатель наносит узоры на тарелку и продолжает беседу)
Ребята, а знаете ли вы, как называется краска для росписи балхарских изделий?
Дети: - Ангоб.
Воспитатель: - А как изготавливают ангоб?
Дети: - Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины.
-Давайте мы немного отдохнем и проведем физминутку.
Физкультминутка (дети имитируют движения руками.)
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока (поднимают руки, тянутся вверх)
Под горой течет река
И бурлива, и шумна… (волнообразные движения рук)
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем (ходьба по кругу)
Очутились на полянке
Где скакали наши зайки…
Зайки прыгали, шутили
И волка вдруг разбудили. (прыгают как «зайки»)
Зарычал спросонья волк,
Побежал зубами щелк.
Зайки очень испугались
И с испуга в лес подались. (разбежались).
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю, представить, что вы балхарские мастера, и каждый может составить свой узор из знакомых элементов и украсить им свою тарелку. Работать будем сегодня гуашью. (дети садятся за столы).
Воспитатель: - Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?
Дети: - Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза. (Дети у доски показывали, названный образец росписи).
Воспитатель: Роспись тарелки начинается с центра, а край тарелки обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента. (показывает на таблице-рисунке)
Самостоятельная работа.
(Педагог напоминает)
-Старайтесь не нажимать на кисточку, линия узора должна быть ровной, не прерывистой. Работайте кончиком кисти. Чередуя по краю один или два элемента, в центре симметрично располагаем элементы (под спокойную музыку дети выполняют задания) Подходя к каждому ребенку, педагог отмечает его ошибки и хвалит за старательность и аккуратность в работе.
(Воспитатель напоминает держать спину прямо)
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
(Готовые тарелки дети ставят на полки, для сушки)
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, справились с работой.
У вас получились замечательные тарелки. Когда краска высохнет, тарелки отправятся в печь для обжига глиняной посуды.
-Какие элементы росписи вы использовали?
(Воспитатель отметила каждого ребёнка)
-А сейчас ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова!
-Повернулись, покрутились, и в детском саду очутились!
-Вам понравилось наше путешествие?
-Где мы с вами побывали?
-Что запомнилось больше всего?
Молодцы, ребята, в завершении нашего занятия, я хочу вам сказать очень важные слова.
Мы дагестанцы-наследники богатой художественной культуры, которую мы обязаны изучать и беречь, чтобы передать нашим потомкам.