Татьяна Тукиш
«Ромашка Блума» как один из приемов технологии критического мышления на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
как один из приемов технологии критического мышления на логопедических занятиях
У детей с общим недоразвитием речи очень много проблем. Одной из таких проблем является проблема умения работать с текстом. Дети затрудняются при пересказе текста, не умеют задавать вопросы, часто не понимают смысла прочитанного.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Как я уже отметила, у детей с общим недоразвитием речи возникают большие проблемы в осмыслении информации. Не понимая смысл прочитанного или услышанного, дети не могут ответить на вопрос педагога, найти ответ в тексте, задать вопрос, испытывая затруднения при формулировке вопроса. А детей старшего дошкольного возраста обязательно нужно учить задавать вопросы. Как отмечал Элисон Кинг, «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».
Публикация «„Ромашка Блума“ как один из приемов технологии критического мышления на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Логопедические занятия
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Конспекты занятий
- Темочки
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
Такой прием как «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
В ромашке шесть лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов. Начинаю обучать детей задавать простые вопросы: вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
Назови героев рассказа. Кто они? Кто главный герой рассказа? Где происходит действие? Что случилось? Как повели себя герои рассказа? И т. д.
Далее учимся задавать уточняющие вопросы. Начинаем их со слов: "То есть ты говоришь, что?", "Если я правильно поняла, то?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, ты сказал о?". Цель таки вопросов: предоставление ребенку возможности для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Можно их задать и с целью получения информации, которую ребенок пропустил в сообщении.
Научив детей отвечать на предыдущие вопросы и задавать их, учимся задавать интерпретационные (объясняющие) вопросы. Такие вопросы начинаются со слова "Почему?". Направлены они на установление причинно-следственных связей. "Почему происходит?" «Почему герой так поступил?» и т. д.
И самое трудное – это творческие вопросы. Такие вопросы содержит частицу "бы", элементы предположения, прогноза: "Что изменилось бы. ", "Что будет, если. ?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ?".Вопрос начинаем со слова – придумай….
Научившись отвечать и задавать творческие вопросы, переходим к овладению практическими вопросами. Сам вопрос будет направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить. ?", Что можно сделать из. ?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать. ?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".Вопрос начинаем со слова – предложи….
Следующие вопросы - оценочные вопросы. С их помощью оцениваем события, поступки, факты. Детям такие вопросы даются достаточно легко:"Почему это хорошо, а это плохо?",, "Как ты относишься к поступку главного героя?" и т. д.
Вопрос начинаем со слова – поделись…
В самом начале вопросы формулирую сама, постепенно, когда дети уже уверенно отвечают нам вопросы, предлагаю им самим задавать вопросы по определенной схеме. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка. Но постепенно дети справляются и уже уверенно задают вопросы любого типа.