Ия Яр
Роль воспитателя в сопровождении ребенка с ОВЗ в санаторно-лесной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Роль воспитателя в сопровождении ребенка с ОВЗ в ГКОУ «Санаторно-лесная школа».
Выполнила: воспитатель Яр Ия Сергеевна
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. В нашем учреждении работу с детьми осуществляет воспитатель, логопед, педагог — психолог, дефектолог, социальный педагог.
Публикация «Роль воспитателя в сопровождении ребенка с ОВЗ в санаторно-лесной школе» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Задачи психолого-педагогического сопровождения :
1) выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3) возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
-Заключение договора между учреждением и родителями (законными представителями)
-Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом школы, в который входят методист и специалисты школы
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в школе
-Реализация индивидуальной программы или маршрута
-Проведение промежуточной диагностики и анализ
План изучения ребенка включает такие мероприятия:
-изучение медицинской карты ребенка;
-обследование физического развития;
-обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Работа воспитателя с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Воспитатель :
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
План работы с детьми ОВЗ
№ п\п Мероприятия Срок Ответственный
1. Составление списка детей - ОВЗ по школе Сентябрь, далее
в течение года Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп
2. Уточнение жилищно-бытовых условий детей ОВЗ 1 раз в год воспитатели возрастных групп
3. Обследование эмоционально-волевой сферы, проведение диагностических обследований с целью выработки рекомендаций педагогам и родителям Октябрь, январь, апрель Педагог-психолог
4. Составление, разработка и утверждение планов индивидуально – ориентированных коррекционных мероприятий и индивидуальных программ развития Октябрь, ноябрь воспитатели возрастных групп, узкие специалисты
5. Рассмотрение на ПМПк в школе - выполнение индивидуальных программ развития, внесение соответствующих корректив и оказание специальной помощи Ноябрь Члены ПМПк ДОУ, специалисты
6. Рассмотрение на ПМПк школы - отчет воспитателей по изучению жилищно – бытовых условий и оказание им помощи с привлечением других служб Февраль Воспитатели возрастных групп, члены ПМПк
7. Рассмотрение на ПМПк школы компенсирующего вида - отчет специалистов об оказании образовательных услуг и оказание им помощи (детям ОВЗ) Март Узкие специалисты, члены ПМПк ДОУ
8. Вовлечение детей - ОВЗ в подготовку и проведение воспитательных мероприятии школы (развлечения, праздники, в кружковую деятельность) Сентябрь-май воспитатели возрастных групп, узкие специалисты
14. Контроль за уровнем знаний, умений и навыков Октябрь, январь, май воспитатели возрастных групп, узкие специалисты
При работе воспитателя с детьми ОВЗ выделяются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• частично поисковый (эвристический);
• проблемное изложение;
• исследовательский.
• методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к обучению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе воспитателя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.
Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.
Формой организации совместной деятельности воспитателя и учащихся является занятие. В ходе занятия воспитатель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.