Екатерина Сергеевна Тащилина
Роль воспитателя в формировании личности ребенка в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль воспитателя в формировании личности ребенка в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних».
Реабилитационный центр для несовершеннолетних - это второй дом для детей, поступающих на реабилитацию. Дети, поступающие в реабилитационный центр, как правило, из неблагополучных семей, они живут только в настоящем, у них отсутствуют чёткие представления о своём будущем и слабое понимание возможностей самореализации. Большинство из них получили психологические травмы, имеют проблемы в образовании, общении, у них высокий уровень тревожности, агрессивности. Понятно, что у каждого из таких детей своя боль. Попадая в реабилитационный центр, ребёнок проходит процесс адаптации, т. е. приспособление к новым условиям среды жизнедеятельности. В своей работе воспитатель должен большое внимание уделяет формированию и развитию личности ребенка через формирование социальных знаний и навыков у воспитанников, которые необходимы в самостоятельной жизни: — формирование санитарно-гигиенических навыков; — формирование навыков правильного поведения; — формирование коммуникативных навыков; — развитие познавательной сферы; — развитие творческих способностей. Помещение ребенка в центр, с одной стороны, драматическое событие, вызванное неблагополучием в его жизни, с другой - возможность возродиться в социально-психологическом плане, поправить здоровье, получить право на достойную жизнь человека, адаптироваться к жизни в социально здоровой среде. Задачами воспитателя центра являются–
Публикация «Роль воспитателя в формировании личности ребенка в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- показать ребёнку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра;
- создание условий для успешной адаптации ребёнка;
- помощь в интеграции в социум;
- обучение правильному общению, соблюдению законов реабилитационного центра;
- привитие социальных норм и ценностей, принятых в обществе;
- привитие культуры общения со взрослыми и сверстниками;
- развитие отзывчивости и эмоциональности.
Реабилитационная работа с ребё нком строится по следующим основным этапам:
подготовительный – это сбор информации : знакомство с ребёнком, с семьёй, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика;
организационный – анализ информации, разработка направлений по индивидуальной работе;
практический – непосредственно реабилитационная деятельность. Адаптация ребёнка невозможна без таких видов деятельности как игра, общение, труд. Поэтому одной из задач воспитателя является восстановление и развитие этих важнейших форм жизнедеятельности каждого ребёнка. К труду приучаем детей с первых дней пребывания в центре. Учим аккуратно заправлять постель, наводить порядок после занятий. Учим детей аккуратно складывать свои вещи в шкафчик после прогулок. У большинства несовершеннолетних почти не сформированы гигиенические навыки, так как родители не приучали детей к гигиене. Задача воспитателя состоит в том, чтобы формировать санитарно-гигиенические навыки, прививать положительные качества, чтобы они стали жизненной нормой для детей. Это реализуется при помощи занятий и бесед. Большинство детей поступают к нам с неорганизованным поведением. У них нет понятия, как надо вести себя в обществе. Они нарушают дисциплину, вызывающе разговаривают со старшими. Так они стараются добиваться желаемого через плохое поведение. С целью обучения воспитанников хорошему поведению, применяются методы разъяснения, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов, это может быть пример правильного поведения других детей и взрослых, специальные игры, в которых подростки ищут правильные способы поведения.
Вновь прибывшие дети ведут себя напряженно, тревожно, они менее коммуникабельны. Чтобы снять весь этот негатив нужно проводить как групповые занятия, так и индивидуальную работу. Игра – это язык ребенка. Подвижные игры, на свежем воздухе - главный атрибут воспитания детей. Эффективной формой повышения двигательной активности детей являются спортивные мероприятия и спортивные праздники. Эти игры и конкурсы способствуют развитию выносливости детей, физической закалки, пропаганде здорового образа жизни.
Задача воспитателя - показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней. Приоритетным направлением личностного развития является индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий увидеть неповторимость и уникальность каждого. Одной из важнейших задач является восстановление потенциала семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом отношении.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Необходимо проектировать хорошее поведение, внушать уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывать доверие воспитанникам, ободрять их при неудачах. Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состоятся в нем. Таким образом, роль воспитателя в формировании личности ребенка очень велика. От того, как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. На мой взгляд, основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.