Лучший педагог года

Методическая помощь учителя-логопеда при подготовке ООД по обучению рассказыванию

Груздева Людмила
Методическая помощь учителя-логопеда при подготовке ООД по обучению рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия.

Развитие связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

Публикация «Методическая помощь учителя-логопеда при подготовке ООД по обучению рассказыванию» размещена в разделах

Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

Составление рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача воспитателя – научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением.

Обучение рассказыванию с использованием

предметов и игрушек.

Занятие по описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста идет в эмоциональной форме, обычно в виде простых дидактических игр «Чудесный мешочек», «Кто это», «Что ты нашел?». Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим детям, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

Занятие по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности детей внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал).

Описание идет по вопросам педагога. Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому он с помощью вопросов объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку, этот рассказ является образцом.

Вопросы, речевой образец, указание – также ведущие приемы обучения рассказыванию в средней группе.

Задача воспитателя – подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов.

Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.

Чтобы дети не копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.

Речевой образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Вместе с тем рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по построению. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций.

В старшей дошкольном возрасте у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.

Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности.

В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов. Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров.

Рассказывание по картине

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные так и сюжетные картины.

М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине : 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут составить связное описание, поэтому воспитатель должен учить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Обычно в практике работы занятия по обучению рассказыванию по картине вызывают значительные трудности.

Для того, чтобы дети лучше понимали содержание картины, воспитатель должен провести предварительную беседу, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине.

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. При помощи вопроса нужно выделить центральный образ на картине: «Кого вы видите на картине?»

Вопросы воспитателя в данной возрастной группе являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определить действия, качества, свойства предметов.

Правильно, последовательно поставленные вопросы обеспечивают целостность восприятия картины, помогают детям сделать правильный вывод.

Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей.

Занятие завершается обобщающим рассказом воспитателя и дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения.

Структура занятия:

1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной прием проведения занятия – беседа.

К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

В средней группе цель обучения рассказыванию по картине остается прежней – учить детей описывать изображенное на картине. Однако к 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований.

В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

По- прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя.

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним -двумя словами. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков.

Структура занятия:

1) Рассматривание картины.

2) Рассказывание по вопросам воспитателя (беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали). Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка.

3) Рассказ-образец воспитателя (воспитатель как бы подводит итог всем высказываниям детей). Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).

4) Рассказывание детьми по образцу (в средней группе образец дается для копирования).

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так, можно дать образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой.

В старшем дошкольном возрасте при обучении детей рассказыванию по картине решается ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические приемы : беседа, касающаяся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец.

В старшем дошкольном возрасте дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется рассматривание картины, по которой дети будут составлять рассказ. Такой прием можно использовать в первом полугодии, когда дети еще приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картине.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Проводится краткая беседа, в которой уточняются основные моменты сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, воспитатель должен обращаться к ним с вопросами, которые помогут в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.

В конце краткой беседы конкретно и доступно объяснить речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар).

В ходе занятия применяются различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года).

Если занятие в старшем дошкольном возрасте проводится в начале учебного года, можно применять прием совместных действий – воспитатель начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.

Можно привлекать детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

Методика составления рассказа по картине

в старшем дошкольном возрасте:

1) Рассматривание картины.

(здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);

2) Беседа по картине (задаются вопросы по содержанию картинки, добиваясь развернутых ответов);

3) Рассказ воспитателя (после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ).

4) Составление рассказа детьми.

В старшем возрасте роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему. Используются литературные образцы. Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность высказаться об остальном. На занятиях в подготовительной группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

Пересказ

Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников. Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников. На занятиях по пересказу уточняются словарь детей и звукопроизношение, развиваются речевой слух, внимание, память, мышление, воспитывается чувство языка, формируется интерес к тому, как следует излагать мысли. Правильно подобранные тексты для пересказа оказывают эмоциональное, эстетическое нравственное воздействие на детей.

Структура занятия по пересказу

в старшем дошкольном возрасте:

1. Вводная часть.

В вводной части занятия используются приемы, готовящие детей к восприятию произведения, формирующие соответствующий эмоциональный настрой, организующие внимание. Это могут быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотворного теста, прослушивание музыкального произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

Педагог должен читать текст медленно, четко и выразительно. Детей ни в коем случае не следует предупреждать о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность восприятия и его максимальное эмоциональное воздействие.

3. Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.

Педагог должен продумать вопросы заранее, чтобы при разборе обеспечить понимание детьми идеи произведения, выделить основные моменты, охарактеризовать персонажи и их действия, обратить внимание на особенности языка произведения. Следует привлечь внимание детей к образности языка, использованию определений, сравнений, противопоставлений, отработать с ними произношение сложных в фонетическом отношении и по слоговой структуре слов.

4. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

5. Пауза для подготовки детей к ответам.

После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа.

6. Пересказ теста несколькими детьми.

Пересказ может быть осуществлен по частям несколькими детьми или целиком одним ребенком. В подготовительной к школе группе после соответствующей подготовки можно использовать пересказ с изменением лица рассказчика, выборочный пересказ, пересказ по ролям.

7. Оценка работы детей.

На этом этапе работы дается краткий сравнительный анализ двух или нескольких детских рассказов, оценка образности и точности языка.

Рассказы детей из опыта

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовании.

Основа развития этого вида рассказывания – содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами выражениями – необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни.

Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Предлагаются конкретные, близкие дошкольникам темы о недавно пережитых ярких событиях: «Наш праздник», «Как мы готовили подарки маме», «Кто работает на кухне», «Машины на нашей улице». Перед таким занятием воспитатель ведет детей на кухню, наблюдает с детьми, какой транспорт движется по улице.

Подбирая темы для рассказов, воспитатель знакомится с ближайшим природным окружением, определяет программное содержание и цель прогулки или экскурсии. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится уже во время экскурсии, наблюдения. Педагог задает детям вопросы. Подводя итог наблюдения, прогулки, он дает небольшой рассказ-образец.

Закрепляя впечатления, воспитатель проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает поэтические произведения.

Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Педагог начинает и в основном ведет рассказ. Дети дополняют его запомнившимися деталями, небольшими описаниями. Желательно, чтобы воспитатель вел запись коллективного рассказа и в конце занятия прочел его.

В предварительной беседе педагог предлагает детям вспомнить, что они видели на прогулке, как трудились в огороде, намечает основные части рассказа (что расскажем сначала, что потом, чем закончим рассказ).

Образец оказывает прямое влияние: ребенок находит для рассказа аналогичные случаи из своего опыта, постепенно овладевает формой изложения. В подобных случаях не стоит бояться подражания. Подражая, дети лучше усваивают содержание и находят форму для его выражения. Однако не следует забывать, что задача педагога – постепенно отучат детей от копирования образца. Установка воспитателя «расскажи по-другому» стимулирует развитие самостоятельности детского рассказа.

Рассказ-образец воспитателя должен подчиняться следующим требованиям: 1) тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту; 2) четкость построения, отсутствие излишних деталей, динамичность действия, ясная концовка; 3) язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишен сухости и однообразия.

В старшей и подготовительной группах повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказов по памяти.

Творческие рассказы

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облегчить в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Существуют различные варианты творческих рассказов.

• Придумывание продолжения и завершения рассказа

• Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя

• Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана)

• Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Публикации по теме:

Многообразие форм работы учителя-логопеда при развитии мелкой моторики руки с детьми с ТНР Я учитель-логопед высшей квалификационной категории, работаю в структурном подразделении «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань». В.

Использование игр и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа) 1 слайд Использование игр, пособий и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа). 2 слайд Одной из задач.

Использование игровых приёмов при подготовке к обучению грамоте дошкольников 5–6 лет "Использование игровых приёмов при подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-6 лет" Безрукова Елена Евгеньевна, старший воспитатель МДОУ.

Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления.

Конспект открытой интегрированной ООД педагога-психолога и учителя-логопеда в старшей группе с детей ОНР по теме «Посуда» Цель: Обобщить и уточнить знания детей о посуде, ее назначении. Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнение и расширение представлений.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Логопедическая квест-игра в коррекционной работе учителя-логопеда при автоматизации звуков [р]-[р’] у детей с ТНРЛогопедическая квест-игра в коррекционной работе учителя-логопеда при автоматизации звуков [р]-[р’] у детей с ТНР Логопедическая квест - игра в коррекционной работе учителя – логопеда при автоматизации звуков (р (рь) у детей с ТНР» В связи с внедрением.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте» Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике.

Роль игры при подготовке детей к обучению в школе Роль игры в подготовке детей к обучению в школе. Цель: Изучить роль игры в подготовке детей к школьному обучению. Задачи: 1. Сформировать.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Аннотация. Описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая помощь учителя-логопеда при подготовке ООД по обучению рассказыванию
Опубликовано: 20 января 2019 в 14:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая помощь учителя-логопеда при подготовке ООД по обучению рассказыванию» (включая файлы) размещена пользователем Груздева Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД