Ирина Ивановна Литвинова
Роль старшего воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель Литвинова Ирина Ивановна
Введение
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. В новом «Законе об образовании в Российской Федерации» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Публикация «Роль старшего воспитателя в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в конвенции о правах ребенка.
А Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного духовно-нравственного развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
Цель проекта: создать условия для наиболее эффективных форм работы участников воспитательно-образовательного процесса по формированию культуры поведения и нравственных ценностей.
Задачи:
1. Организовать работу по формированию духовно-нравственного отношения к семье, детскому саду, к малой родине.
2. Разработать условия для работы участников воспитательно-образовательного процесса по формированию духовно-нравственного воспитания.
3. Изучить и распространить положительный опыт семей
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Тип проекта: групповой, с привлечением родителей.
Сроки реализации: долгосрочный.
Вид проекта: управленческий
Подготовительный этап:
• Подбор и разработка необходимых материалов (праздники, беседы, конкурсы, подбор художественной литературы, музыкальное сопровождение, составление плана реализации проекта);
• Подготовительная работа с родителями (анкетирование, опрос беседа, интервьюирование).
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Основной этап:
Предполагаемый результат реализации проекта:
1. Организована работа социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
2. Созданы условия для работы участников воспитательно-образовательного процесса по формированию духовно-нравственного воспитания.
3. Сформирована активная позиция родителей в воспитании духовно-нравственных качеств ребенка
1. Изучен положительный опыт семейного воспитания Основная часть
1. Организация работы по формированию духовно-нравственного воспитания к семье, детскому саду, к малой родине.
Этапы реализации.
1 этап – организационный (сентябрь).
На первом этапе был разработан паспорт проекта, обозначилась его цель и основные задачи. Определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками являлись воспитанники старшей возраста, педагоги, родители и музыкальные руководители.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду. Взаимоотношения между взрослыми и детьми построить на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Время проведения Мероприятия
Сентябрь - Ноябрь
Беседы на темы: «О добре и зле»; «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Что такое дружба»; «Старикам везде у нас почет» «О бабушках и дедушках» Чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Два товарища»
Занятия на темы: «Семья и родной дом»;
«Наша родина Россия»; Природа родного края
Рисование на тему: «Никого роднее мамы в целом мире нет»;
Лепка на тему: «Моя мама лучше всех»; Аппликация на тему: «Букет для мамы»
декабрь-январь Беседы на тему «Зимушка-зима»; «Человек – защитник, окружающий среды», «Мир на всей планете»
«Рождественская сказка о елочке»; «Кышны тылсымлы биз кл ре»; «Кыш бабай кайда яши»; Лепка на тему: «Звонкие колокольчики»; Выставка рисунков на тему: «Зимние забавы»;
Новогодний утренник
февраль-апрель Мероприятия «Неделя доброты», «Масленица», «День Земли», «Покормите птиц»;
Самостоятельная деятельность:
Русские народные игры «Курилка», «Гори - гори ясно», «У медведя во бору»;
народные игры - «Колечко- на крылечко»,
Целевые прогулки по ознакомлению с достопримечательностью города.
Сотрудничество с родителями:
Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
Ведение социальной карты воспитателями групп с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей»
Папки-передвижки «Беседы о воспитании», «Лучший пример – родители»
Выставки семейного творчества «Краски осени», «Скоро новый год», «Моя мама лучше всех»; «Чудесное превращение из коробок» (поделки из коробок бумажных, материал).
Оформление коллажей в каждой группе «Папа, мама, я- дружная семья»
Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка»
Совместные праздники и развлечения «Осенний бал», «Мамин день», «Новый год, «Масленица», “Папа, мама, я – спортивная семья”, “День Победы”.
Психологические тренинги «Радость воспитания», “Путешествие в мир взаимопонимания”, “Тропинка родительской любви”.
Совместные театрализованные представления по русским сказкам.
Викторина: «Что за прелесть эти сказки»
Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
3 этап- обобщающий (май)
3 этап проекта – Заключительный (подведение итогов).
Вековые традиции, обогащённые современными технологиями, инновационными формами работы укрепляют связь поколений, развивают в детях силу духа, богатство внутреннего мира и ведут их к новому, усовершенствованному миру, в котором будут процветать добро, любовь и мир.
Ребёнок будет продолжать развивать данное ему богатство, и приумножать его, и нести его уже дальше в своё светлое будущее, которое зависит уже только от него в том случае если:
- развитие ребёнка начинается с духовно – нравственных ценностей, со светлых, добрых, чистых отношений к семье, к дому, к детскому саду малой родине;
- прививаются патриотические чувства любви к Земле, Отчизне;
- поддерживается связь традиций поколений, всё то, что светлое и чистое, что было заложено в культуре самого народа.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М. :УЦ «Перспектива»,2011.
2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – М. : АРКТИ, 2003.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Кокцева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. АРКТИ, 2005.
5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
6. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. -Волгоград: Учитель, 2007.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.